Татарские богословы о философии (калям) и её приверженцах

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Татарские богословы о философии (калям) и её приверженцах

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Татарские богословы о философии (калям) и её приверженцах
Хвала Аллаху - Господу миров, Его восхваления и благие наши приветствия посланнику Аллаха, Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Многие представители философских течений у нас в Республике Татарстан, и в других мусульманских республиках РФ, часто твердят о том,что исповедующие Ислам в нашей стране должны придерживаться суфизма и философских течений - аш'арии и матуридии. И подкрепляют свои измышления тем, что якобы наши учёные предки - татарские богословы следовали суфизму и были матуридидами и аш'аритами в убеждениях. Однако, каждый, кто имеет возможность ознакомиться с трудами известных богословов, таких как Шихабуддин аль-Марджани, Риза Фахретдин, Галимжан Баруди, Муса ДжаруЛлах (Бигиев) и др., понимают и знают, что они не только порицали суфизм и матуридизм, но и призывали людей следовать в вопросах религии, убеждений Ислама первым поколениям, сподвижникам и таби'унам, праведным предшественникам и истинным учёным Ислама.
Да, важно заметить, что воззрения татарских богословов в некоторых вопросах требуют пояснения и возможно исправления, в соответствии с пониманием имамов этой общины. Ибо, как говорил Посланник Аллаха ﷺ: «Все сыны (потомки) Адама ошибающиеся, но лучшие из этих ошибающихся - кающиеся». То есть следующие в своих воззрениях Корану и Сунне, правильному пониманию соответствующему понимаю первых поколений. О них Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Разделились иудеи на 71 группу, и все они в огне кроме одной. Разделились христиане на 72 группы, и все они в огне кроме одной. Разделится и эта община на 73 группы все они будут в огне, кроме одной», - в одной из версий хадиса говорится: «Спросили сподвижники: «О, Посланник Аллаха, кто они эта спасшаяся группа?» Он ответил: «Те, кто был на том, на чём сегодня я и мои сподвижники».
Но именно в вопросах порицания философских течений (аш'арии и матуридии), а также суфизма и его пагубных проявлений и последствий, наши татарские богословы были правы и тверды в своих высказываниях. То же самое касается фанатизма в вопросе следования мазхабу Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах).
О суфизме и его последователях, татарский богослов Ризаэтдин ибн Фахретдин (1859-1936 гг.) в своей книге «Җәвами’уль - кәлим» писал: «Приверженцы Ислама никогда не видели блага от распространения суфизма среди простого народа, и очень сомнительно, что они увидят его в дальнейшем» (Шарх к хадису № 132, стр. 222, издание 1995 года).
А вот, что он пишет о философах-догматиках(1) последователях 'ильмуль-калям - мутакаллимах(2) (к которым относятся джахмиты, му’тазилиты, куллябиты, аш’ариты, матуридиты и т.п.): «Известно, что учёные саляфы порицали науку калям – философию…. Для того, чтобы быть настоящим мусульманином нет нужды заниматься философией, даже наоборот необходимо это оставить… Многие учёные каляма каялись и сожалели о том, что проводили свою жизнь, занимаясь философией. Из них Абу аль-Ма'али, аль-Газали, Фахретдин ар-Рази» (из книги «Җәвами’уль - кәлим», комментарии к хадису № 104, стр. 179).
Татарский богослов Шигабутдин Марджани аль-Казани (1818-1889 гг.), порицая науку калям приводит в своей книге «Аль-хикма аль-балига…» на стр.6, слова Абу Ханифы и его учеников: «Поистине, праведные предшественники (саляфы) и ученые Шариата (‘уляма аш-шари’а), были единогласны в порицании каляма, и они ненавидели его сторонников лютой ненавистью. И это за то, что они не придерживались шариата и пути праведных предшественников… Так, что даже Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, говорил: «Да погубит Аллах ‘Амра ибн ‘Убайда (одного из первых му’тазилитов, т.е. мутакаллимов) за то, что он открыл врата каляма».
Абу Юсуф (ученик Абу Ханифы), да помилует его Аллах, говорил: «Знание каляма – невежество, а незнание каляма – знание». Имам Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, говорил: «Не смейте совершать нововведения!» Его спросили: «Какие нововведения?» Он отвечал: «Мутакаллимы (философы), которые говорят об Именах Всевышнего Аллаха, Его атрибутах, речи, знании, могуществе и не умалчивают о том, о чем умалчивали сахабы и их последователи (таби’уны)».
Сказал аш-Шафи’и: «Поистине, для меня любимее встретить Всевышнего Аллаха, совершив любой грех, кроме ширка (многобожия), чем встретить Его, сделав что-либо связанное с калямом».
Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Никогда не преуспеет обладатель (сахиб) каляма. Почти каждый из них содержит в своём сердце недостаток (порок)»
.
Продолжая далее, в той же книге на стр.26, Шигабутдин Марджани пишет: «Знай, что божественные атрибуты, хотя и близки по смыслу, но между одним и другим имеется тонкое, характерное отличие. Его знают только особые люди Аллаха. Путь саляфов (первых поколений мусульман) в утверждении атрибутов Всевышнего Аллаха и Его Высочайших Имён - это следование Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ. Поэтому то, что утверждено Книгой и Сунной из имён и атрибутов, является утвержденным для Него Всевышнего без какого-либо истолкования (таъуиль), …, в прямом смысле (ал-хакыка), а не в том смысле (ал-ма'на), который выдумали поздние аш'ариты.
Знай, что путь (метод) последователей (Абу Ханифы), который они переняли от предшественников (ас-салаф) в этом вопросе, есть то, что уже было упомянуто из описания Его (далёк Он всякого несовершенства!) всем тем, чем Он Сам Себя описал; и из называния Его всем тем, чем Он Сам Себя назвал; согласно тому, что было приведено в Книге и Сунне из атрибутов и имён, которые упомянул автор (ан-Насафи) (да помилует его Аллах!) и так далее, как Величественность (аль-Джаляль), Почет (аль-Икрам), Щедрость (аль-Джуд), Дарение блага (аль-Ин'ам), Могущество (аль-'Изза), Величие (аль-'Азама), Рука (аль-Йад), Лик (аль-Ваджх), Возвышение (аль-Истива') и т.п., среди которых есть известное в своей основе и неизвестное в своём описании. Известная основа не аннулируется по причине неизвестности описания. Каждое [из них] — от Аллаха, поэтому обязательна вера в Его открытое/внешнее (захир) и подтверждение (тасдык) Его скрытого/внутреннего (батын), и необходимо вверение Его знания Ему Самому (далек Он от всякого несовершенства!) после их (атрибуты и имена) утверждения без какого-нибудь отрицания [божественных атрибутов] (та'тыль) и какого-нибудь подвергания истолковыванию (ат-таъуиль).
Разве ты не слышал его слова ﷺ: … «Размышляйте о всякой вещи, но не размышляйте о сущности Аллаха. Ибо, поистине, между седьмым небом до Его трона семь тысяч светов, и Он над этим» (передал Абу аш-Шейх в книге «ал-'Азама» («Величие»), от Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах). «Размышляйте о творениях Аллаха и не размышляйте об Аллахе, ибо будете погублены» (передал Абу аш-Шейх от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах). «Размышляйте о творениях, но не размышляйте о Творце, ведь, поистине, Его степень для вас непостижима» (передал Абу аш-Шейх от Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах). «Размышляйте о благодеяниях (милостях) Аллаха, но не размышляйте об Аллахе!» (от Ибн 'Умара, да будет доволен им Аллах). «Размышляйте о творениях Аллаха и не размышляйте об Аллахе!» (от Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах) из «Джами' ас-сагир» ас-Суютый (да будет милостив к нему Аллах)
И слова 'Али (да будет доволен им Аллах): «Немощь (в достижении) предела постижения есть постижение, а поиск секрета сущности (аз-Зат) — есть придание Аллаху сотоварища».

Также татарский богослов Галимжан Баруди (1857-1938 гг.), призывая следовать Корану и Сунне, и не быть фанатиком какого-то мазхаба, говорил: «Я всегда вспоминаю о том, что Сунна выше и более достойна уважения, чем мазхабы и всё остальное» (из сборника фетв: № 13-14, 1917г. «Дин ва Адаб», стр. 229 (на тат. яз.), стр. 314, в варианте «иске имля»).
_________________________
(1) - Философский словарь: догматик – это тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы.
(2) - Мутакаллим – это тот, который при рассмотрении вопросов вероубеждения использует философию (‘ильмуль-калям). Он истолковывает контексты, связанные с вероубеждением, путем и методом философов, где разум ставится впереди контекста (Корана и Сунны). Мутакаллимы утверждают 7 (или 8) Качеств Аллаха, т.к. их разум принимает их, и отрицают остальные Качества, т.к. их слабоумный разум не принимает их.

Ответить

Вернуться в «АШ'АРИТЫ И МАТУРИДИТЫ»