О достоинстве сдерживания гнева

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О достоинстве сдерживания гнева

Сообщение Муслим »

О достоинстве сдерживания гнева

_______________________________


Второе издание
дополненное и переработанное

В этой статье рассматриваются следующие вопросы:
- О достоинстве сдерживания гнева
- Следует выявлять гнев, когда преступают ограничения Аллаха
- Последствие гнева
- Причины, способствующие сдерживанию гнева

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость

О достоинстве сдерживания гнева

Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, сподвижников и тех, кто последовал по его пути наилучшим следованием.
Когда Всевышний Аллах описывал правоверных, которые удостоятся Райских блаженств, среди прочего сказал:
«…и прощают, когда гневаются» (аш-Шура 37).
Также Всевышний Господь сказал:
«…сдерживают гнев и прощают людей» (Али ‘Имран 134).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в токовании этого аята сказал: «Когда их охватывает приступ гнева, они сдерживают этот порыв, скрывают и не действуют в соответствии с ним, а наряду с этим они прощают тех, кто причиняет им зло» (См.: «Тафсир ибн Касир»).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «То есть, они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятность, которая заставляет их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако они не поступают в соответствии с требованиями человеческой природы, сдерживают свой гнев, проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и прощают каждого, кто обижает их словом или делом» (См.: «Тафсир Са'ди»).
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды один мужчина сказал Пророку (ﷺ): «Дай мне наставление». Пророк (ﷺ) сказал: «Не гневайся». После этого человек несколько раз повторил свою просьбу. Пророк (ﷺ) повторил: «Не гневайся» (аль-Бухари 6116).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Сильный не тот, кто может свалить в борьбе, однако силен тот, кто способен владеть собой во время гнева» (аль-Бухари 6114 и Муслим 2609).
От Му'аза ибн Анаса аль- Джухани, да будет доволен им Аллах, было передано, что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто сдерживает свой гнев в то время, когда он способен излить его, того Аллах призовет в Судный день во главе всех созданий, чтобы дать ему на выбор райских гуриев какую он пожелает» (Абу Дауд 4777,Тирмизи 2021, ибн Маджа 4186, Ахмад 15657. Шейх аль-Альбани классифицировал этот хадис как хороший (хасан) в «Сунан»).
Со слов Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, было передано: «Однажды я сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне на дело, которое введет меня в Рай». Пророк (ﷺ) сказал: «Не гневайся, и будет тебе Рай» (Табарани в «Аусат» 3/25/2353. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадис в «Таргиб» 2749).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Тому, кто сдержит гнев, Аллах скроет его недостатки, а тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день» (Ибн Абу ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См.: «Сахих аль-джами’» 176).
‘Умар ибн Абдуль-А'зиз, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Преуспел тот, кто был защищен от страсти, гнева и алчности».
Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто обнаружит в себе четыре качества, того Аллах защитит от шайтана и сделает запретным для него Огонь. И это тот, кто способен владеть собой при желании, страхе, страсти и гневе» (См.: «Джамиуль-улюм уаль-Хикам» стр.157).
Ибн Мубарак, имам Ахмад и Исхак, да смилуется над ними Аллах, говорили, что благонравие - это оставление гнева. (См.: «Джами'уль-улюм уаль-Хикам» стр.155).
Поистине, в Посланнике Аллаха (ﷺ) был прекрасный пример для нас. Всевышний Аллах сказал о нем: «Воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам 4).
Пророк (ﷺ) никогда не бил своей рукой слугу или женщину, кроме как на поле битвы, на пути Всевышнего Аллаха. (Муслим 2328).
Более того, он (ﷺ) никогда не порицал слугу за какие-либо поступки. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку (ﷺ) десять лет, и он ни разу мне не сказал: "Уф" – и ни разу не сказал: "Почему ты это сделал?" – или: "Почему ты этого не сделал?» (аль-Бухари 6038 и Муслим 2309).
Также Анас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк (ﷺ) не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь свое порицание, то говорил: "Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб"» (аль-Бухари 6031).
Ведь Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (аль-Ахзаб 21).
И, вне всякого сомнения, следование примеру Пророка (ﷺ) является великим достоинством, посредством чего раб Божий удостаивается довольства и любви своего Господа. Тогда как человек не сможет заслужить Его любовь, снискать Его благоволение и удостоиться Его вознаграждения, если он не признает истинность Корана и не признает руководство, которое проповедовал пророк Мухаммад (ﷺ). Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Дарующий милость» (Али ‘Имран 31).
Эти слова Аллаха Всевышнего является критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно полюбили Аллаха, от грешников, которые любят Его только на словах. Если человек последует путем Посланника Аллаха (ﷺ), то Аллах непременно полюбит его, одарит его вознаграждением, которого удостаиваются Его возлюбленные рабы, простит ему прегрешения и скроет его недостатки.

Следует выявлять гнев, когда преступают ограничения Аллаха

Поистине, Всевышний Аллах действительно одарил Своего Посланника высокой моралью и нравственностью. Когда мать правоверных Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили, каким был нрав Посланника Аллаха (ﷺ), она сказала: «Его нравом был – Коран» (Муслим 746).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То есть, Пророк (ﷺ) действовал по примеру Корана и перенимал Его нравы. Пророк (ﷺ) был доволен тем, что одобряет Коран, а на то, что порицает Коран, он гневался. В другой версии хадиса Аиша говорила: «Его нравом был – Коран. Он был доволен тем, чем доволен Коран, и был зол на то, на что гневается Коран»» (См.: «Джами’уль- улюм уаль-Хикам» стр.158).
Посланник Аллаха (ﷺ) из-за сильной стыдливости своей никому не высказывал того, что ему не нравилось, однако люди узнавали это по его лицу. Как пришло в достоверном хадисе от Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Пророк (ﷺ) был стыдлив в большой степени, чем девушка, сидящая за своей занавеской. Если ему что-то не нравилось, то это было заметно по выражению его лица» (аль-Бухари 6102 и Муслим 2320).
Когда Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, передал слова человека, который сказал в отношении Пророка (ﷺ): «Это разделение было сделано не ради Лика Аллаха», - то Пророку (ﷺ) стало тяжко от этих слов, изменилось его лицо и проявилось его недовольство. После чего он (ﷺ) сказал: «Пророку Муса еще больше причиняли боль, но он терпел». И Пророк (ﷺ) не добавил ничего после этих слов. (аль-Бухари 3105 и Муслим 1062).
Когда Пророк (ﷺ) видел или слышал то, что не любит Аллах, то гневался на это. Он говорил об этом и не молчал. Но когда задевали лично его, то он не гневался и не мстил за себя.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха (ﷺ) никогда не мстил за себя лично. Однако, когда совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, то мстил за Аллаха» (аль-Бухари 6126 и Муслим 2327).
Также Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз зашел ко мне Посланник Аллаха (ﷺ), а я закрыла свою комнату занавеской, украшенной изображениями живых существ. Когда Посланник Аллаха (ﷺ) увидел это, он сорвал занавеску, переменился в лице и сказал: «О Аиша! В День воскресения Аллах подвергнет самым жестоким мукам тех, кто пытался сотворить подобно тому, как творит Аллах» (аль-Бухари 5954 и Муслим 2107).
Когда Пророку (ﷺ) пожаловался мужчина, что имам мечети слишком затягивал молитву с людьми, что даже некоторые приходили на молитву, задерживаясь, то Пророк (ﷺ) сильно разгневался, что даже Абу Мас'уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я никогда не видел, чтобы Пророк (ﷺ) увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «О люди! Поистине, некоторые из вас отталкивают людей от молитвы! Пусть же тот, кто проводит ее с людьми, облегчает. Ведь среди них могут оказаться больные, слабые и те, у кого есть неотложные дела!» (аль-Бухари 90 и Муслим 466).
Однажды, когда Пророк (ﷺ) увидел плевок на кибле мечети, разгневался и, вытирая его, сказал: «Поистине, когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то, воистину, он вступает в тайную беседу со своим Господом. И, поистине, его Господь между ним и киблой. Так пусть же никто из вас не плюет в сторону киблы во время намаза» (аль-Бухари 406 и Муслим 547).
Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды один человек во время нашего путешествия ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла поллюция, и он спросил своих спутников: «Могу ли я совершить очищение песком (тайямум)?». Они сказали: «Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь искупаться водой». Затем он искупался и умер. Когда мы вернулись к Пророку (ﷺ) и рассказали ему об этом, он сказал: «Они убили его, да погубит их Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь лекарство от незнания – это вопрос!»» (Абу Дауд 284, ад-Даракутни 1/69).
АбдуЛлах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В один из дней, когда я переселился к Посланнику Аллаха (ﷺ) двое мужчин спорили относительно аятов Корана. После чего к нам вышел Посланник Аллаха (ﷺ) разгневанный, гнев, который мы заметили по его лицу, и сказал: «Поистине, тех народов, которые жили до вас, погубило разногласие относительно Писания»» (Муслим 2666).
Однажды некоторые сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ) спорили относительно аятов Корана, что даже их голоса повысились. После чего вышел к ним Посланник Аллаха (ﷺ) разгневанный так, что даже его лицо покраснело. Бросив в них песок, он сказал: «Успокойтесь, о народ! Именно по этой причине погибли те, кто жил до вас, поскольку они разногласили со своими пророками и приводили одни аяты Писания в противовес другим. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, но, воистину, они были ниспосланы для подтверждения друг друга. Поступайте в соответствии с тем, что узнали из Корана. А с тем, чего не знаете, обратитесь к тому, кто это знает» (Имам Ахмад 6702. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «’Акида ат-Тахауийа» 1\218).
В другой версии говорится, что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) вышел к людям, которые спорили о предопределении Аллаха. И у Посланника Аллаха (ﷺ) от сильного гнева покраснело лицо, подобно зерну граната. Затем он сказал: «Что с вами, почему вы приводите одни аяты Аллаха в противовес другим? Ведь по этой причине погибли те, кто жил до вас» (Ибн Маджа 85 и имам Ахмад 6668. Шейх аль-Альбани классифицировал этот хадис как хороший (хасан) в «Сунан»).
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Поступай в соответствии с тем, что тебе известно, будь это приказ, запрет или какое-либо сообщение (т.е. если это приказ, то выполняй, если это запрет, то сторонись, а если это сообщение, то твердо верь в него — прим. пер). А о том, что тебе неизвестно, скажи: "Аллаху об этом лучше известно". И не возлагай его на себя» (См.: «Иктидаус-сыратиль-мустаким» стр.38).
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды мы совместно вспоминали Коран: кто-то (из нас) приводил один аят, кто-то - другой. После чего вышел к нам Пророк (ﷺ) разгневанный, словно на его лицо вылился уксус, и сказал: «О люди, не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим, ибо это вселяет в ваших сердцах сомнение! Какой бы народ не сбивался с прямого пути, причиной этому было только препирательство»» (ат–Табари «Тафсир» 25\88 и Ибн Батта «аль-Ибана» 796).
Также Пророк (ﷺ) когда произносил эти слова в проповеди: «А затем: Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада (ﷺ). Худшие же деяния – это нововведение, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение», - то Джабир ибн ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал, что его глаза краснели, голос становился громким. И он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает людей о приближении вражеского войска словами «Враг придет к вам утром!» или «Враг придет к вам вечером!» (Муслим 867).
Такое поведение Пророка (ﷺ) дает нам понять, насколько опасно религиозное нововведение как для мусульманина в частности и для всех мусульман в целом.
Пророк (ﷺ) взывал к Аллаху, говоря: «О Аллах, прошу Тебя наделить меня словом истины во время гнева и довольства»(ан-Насаи 1305. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан»).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Это очень редко, чтобы человек говорил только истину, независимо от того, во время гнева или довольства. Поистине, большинство людей, когда гневаются, не останавливаются на том, что говорят» (См.: «Джами’уль- улум уаль-хикам» стр.159).
Таким образом, гнев, который выявляется тогда, когда нарушают ограничения Аллаха, заслуживает похвалы, если не произносятся запрещенные слова и не совершаются предосудительные действия. Как говорили ученые: «Человек, который не гневается на то, на что он должен сердиться, является ослом!».

Последствие гнева

Пророк (ﷺ) рассказывал о двух мужчинах, которые жили до нас. Один из них был праведным, а другой излишествовал во вред самому себе, ослушиваясь Аллаха. Этот праведный мужчина постоянно увещевал его, а тот его не слушал и не прекращал свое ослушание. В один из дней этот праведный застал его за совершением греха, который он посчитал великим. После чего сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах тебя не простит». Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Кто этот такой, который клянется Мною, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал твои деяния тщетными» (Муслим 2621).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он произнес только одно слово, которое погубило его мирскую и будущую жизнь». Сам же Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, предостерегал людей говорить подобные слова во время гнева. (Абу Дауд 4901 и Ахмад,8275. Шейх аль-Альбани классифицировал этот хадис как хороший (хасан) в «Сунан»).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Это тот гнев, который был проявлен ради Аллаха. Затем он, в состоянии гнева, сказал недозволенное слово ради Аллаха, и возложил на Аллаха то, чего не знает, после чего Аллах сделал его деяния тщетными. Если это так, то что можно сказать о том человеке, который во время гнева произнес недозволенное слово ради себя самого, следуя своим страстям?!» (См.: «Джамиуль- улум уаль-хикам» стр.159).
'Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы были в пути вместе с Пророком (ﷺ), одна женщина из Ансаров, разгневалась на свою верблюдицу, а затем прокляла ее. Пророк (ﷺ) услышав это, повелел: «Выгрузите груз с верблюдицы и отпустите ее» (Муслим 2595).
Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мы отправились в поход вместе с Пророком (ﷺ). И у одного из мужчин-ансаров была верблюдица, которая шла очень медленно, и этот человек сказал ей: "Двигайся, да проклянет тебя Аллах!". Услышав это, Пророк (ﷺ) сказал ему: «Сойди с нее, ибо не будет сопровождать нас та, которую прокляли. Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей, ни против вашего имущества, чтобы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, в котором если просят что-либо, то ваша просьба не останется без ответа» (Муслим 3009).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Все это указывает на то, что мольба гневного человека принимается, если совпадает со временем ответа. И, поистине, было запрещено взывать против себя, семьи и имущества во время гнева» (См.: «Джами’уль- улум, уаль-хикам» стр.159).
Свят Аллах, а сколько мусульман говорили против своих близких во время гнева!
Поэтому, когда кто-либо хочет произнести слово, то пусть помнит, что Всеслышащий Аллах слышит его, а если хочет что-то сделать, пусть помнит, что Всезнающий и Всевидящий Аллах наблюдает над ним, и тогда человек будет следить за своим языком и своими делами!
Сообщается, что один человек однажды сказал Пророку (ﷺ): «О Посланник Аллаха, дай мне наставление». Тогда Пророк сказал: «Не гневайся!». После чего мужчина сказал: «Я начал размышлять над словами Пророка (ﷺ) и пришел к выводу, что гнев объединил в себе все зло» (Ахмад, 23219. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Таргиб» 2746).
Джа'фар ибн Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Гнев - ключ ко всему злу»(См.: «Джами'уль-улум уаль-хикам» стр.155).
'Ата ибн Рабах, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Ничто так не заставляло ученых плакать в конце их жизни, как вспышка гнева, которая заставила одного из них разгневаться, в результате чего он разрушает пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет жизни. Возможно, приступ гнева втянул своего хозяина в тяжелую ситуацию, от которой он не может избавиться» (См.: «Джами’уль- улум, уаль-хикам» стр.159).

Причины, способствующие сдерживанию гнева

Первая причина: Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями шайтана.
Сообщается от Сулеймана ибн Сурода (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды двое мужчин поссорились в присутствии Пророка (ﷺ), и мы сидели рядом с ним. Один из них в гневе принялся бранить своего товарища, и лицо его начало краснеть. Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, я знаю слова, произнесение которых снимет с него этот гнев. Если бы он сказал: «А‘узу билляхи минаш-шайтонир-роджийм (Прошу у Аллаха защиты от побиваемого камнями шайтана)» (аль-Бухари 6115 и Муслим 2610).
Вторая причина: Слова Пророка (ﷺ): «Если кто-либо из вас гневается, когда стоит, пусть сядет. Если гнев его пройдет, то хорошо, в противном случае, пусть ляжет» (Абу Дауд 4782, Ахмад 21386. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан»).
Третья причина: Молчание во время гнева. Пророк (ﷺ) сказал: «Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи» (Ахмад 2136. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе» 1375).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это великое лекарство от гнева. Потому что из разгневанного человека вылетает слово, после которого он начинает жалеть из-за множества ругательств и прочего, что вред серьезный. Если он будет молчать во время своего гнева, то все это зло не коснется его» (См.: «Джами’уль- улюм, уаль-Хикам» стр.156).
Четвертая причина: Совершение малого омовения. Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому мы говорим, что человеку узаконено сдерживать свою душу во время гнева, проявлять терпение, просить у Аллаха защиты от побиваемого шайтана и совершить малое омовение, так как оно охлаждает гнев» (См.: «Шарх Рияд ас-Солихиин»1\133).
Пятая причина: Выход из дома, чтобы прекратить ссору. Это основано на рассказе об 'Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах.
Сахля ибн Са'да, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» Она ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) сказал одному человеку: «Посмотри, где он?». Затем тот разузнал, и, вернувшись, сказал: «О, Посланник Аллаха, он спит в мечети». Посланник Аллаха (ﷺ) пошел к нему и обнаружил, что ‘Али лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) стал стряхивать с него пыль, говоря: «Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!» (аль-Бухари 441 и Муслим 2409).
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если человек (во время своего гнева) стоит, то ему следует сесть, если же сидит, то должен лечь. Но если человек опасается того, что он не сможет сдержать свой гнев, то пусть выйдет из помещения, в котором находится, чтобы не излить свой гнев, по причине которого он будет сожалеть» (См.: «Шарх Рияд ас-Солихиин»1\133).
Я прошу Аллаха сделать нас среди тех, кто слышит истину и следует ей!

И в завершении воздаю хвалу Аллаху, Господу всех миров

Подготовил: Абу Сумая Казахстани

Использованная литература
1. «аль-Ибана» Ибн Батты.
2. «Тафсир ибн Касир».
3. «Тафсир Са'ди».
4. «Джами'уль-улюм уаль-Хикам» Ибн Раджаба.
5. «Шарх Рияд ас-Солихиин» шейха Ибн Усеймина.
6. «Иктидаус-сыратиль-мустаким» шейхуль-Ислама ибн Таймии.

Ответить

Вернуться в «ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ»