Какое должно быть состояние верующего, когда при нем поминают Аллаха?

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Какое должно быть состояние верующего, когда при нем поминают Аллаха?

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

______________


Какое должно быть состояние верующего, когда при нем поминают Аллаха?

Всевышний уже похвалил тех, чьи сердца смягчаются и испытывают трепетный страх при поминании Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (аз-Зумар, 23).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это качества благочестивых мусульман. Когда они слушают слова Могущественного, Хранителя и Прощающего Аллаха, и когда понимают устрашающие и обещающие аяты, то их кожу охватывает дрожь от страха перед Аллахом. После чего их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха, когда надеются на Его милость и добро.
Они отличаются от нечестивцев и грешников с нескольких сторон:
Первая: Поистине, они слушают чтение аятов, тогда как те слушают пение, которые исполняют певицы своими голосами.
Вторая: Поистине, когда им читают аяты Всемилостивого Аллаха, то они падают ниц перед Ним, плача, со знанием и пониманием, соблюдая благопристойность перед Ним, испытывая страх и проявляя надежду и любовь к Нему. Как сказал Всевышний и Благословенный Аллах: «Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают ниц глухими и слепыми» (аль-Фуркан,73). То есть, когда они слушают аяты Аллаха, то не отвлекаются от них. Напротив, прислушиваются к ним, понимая значения их. Поэтому они совершают деяние в соответствии с ними и падают ниц при упоминании их. И они это делают со знанием, но не по невежеству и не подражая кому-либо.
Третья: Поистине, они соблюдают благопристойность при упоминании аятов Аллаха. Как были таковыми сподвижники, когда слушали слова Аллаха из уст самого Посланника Аллаха ﷺ. Их кожу охватывала дрожь, после чего их кожа и сердца смягчались при поминании Аллаха. Они не издавали разных громких голосов и не обременяли себя тем, что к ним никакого отношения не имеет. Напротив, при них был покой и страх, и была стойкость и благопристойность, и в этом с ними никто не сравнится. Поэтому они и заслужили похвалу от Всевышнего Господа как в этой жизни, так и в Последней вечной жизни.
Сказал Абдур-Раззак: "Нам передал Ма’мар, который рассказывал, что Катада прочел этот аят: «У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха», и сказал: «Это качества приближенных Аллаха. Всемогущий и Великий Аллах описал их тем, что их охватывает дрожь, глаза наполняются слезами, а сердца их находят успокоение при поминании Аллаха. Всевышний не описал их тем, что они лишаются разума и падают в обморок при поминании Аллаха. Воистину, такое у приверженцев нововведений, и это от дьявола».
Далее Всевышний Аллах говорит: «Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает». То есть, это качества того, кого Аллах повел прямым путем. А тот, кто пребывает вопреки этому, тот из тех, кого Аллах ввел в заблуждение.
«А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (Аз-Зумар, 23)» (См. "Тафсир аль-Куран аль-'Азым" ли ибни Касир,4\50).
Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала: «Когда сподвижникам Пророка ﷺ читали Коран, то их состояние было такое, как Аллах их описал в Коране, глаза их наполнялись слезами, а тело охватывала дрожь». Ей сказали: «А в наше время есть такие люди, которым когда читают Коран, они падают в обморок». На что Асма сказала: «Прибегаю к Аллаху от побиваемого шайтана».
Са’ид ибн Абдур-Рахман аль-Джумахи рассказывал, что однажды Ибн ‘Умар проходил мимо мужчины, знавшего наизусть Коран, который был в обмороке, и спросил: «Отчего же это?» На что ему в ответ: «Воистину, когда ему читают Коран, или слышит поминание Аллаха, то он подает». Затем Ибн ‘Умар сказал: «Поистине, мы больше всех боимся Аллаха, но не падаем в обморок». После чего сказал: «Воистину, дьявол проникает в живот одного из вас. Такое не случалось со сподвижниками Мухаммада ﷺ когда кому-либо из них читали Коран» (См. "Джамиъ лил-Ахкамиль-Куран",15\237).
Также шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании аята «У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха», - писал: «Когда они читают устрашающие аяты о наказании и возмездии, у них по коже проходит дрожь. Но стоит им прочесть аяты о милости Господа и щедром вознаграждении, как дрожь проходит, и их сердца смягчаются от поминания Аллаха. Они пребывают в таком состоянии на протяжении всего чтения Корана, потому что Всевышний Аллах то призывает Своих рабов совершать добрые дела, то устрашает их для того, чтобы отдалить их от грехов и злодеяний» (См. "Тайсируль-Каримир-Рахман" стр.462).
Всевышний Аллах также сказал: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (аль-Хашр,21).
Свят Аллах, несмотря на то, что горы являются на много тверже, нежели человеческие сердца, они смиренно раскололись бы от страха перед Аллахом, если бы Коран был ниспослан на них. Отчего же наши сердца, несмотря на их мягкость по сравнению с горами, не переполняются трепетным страхом при упоминании аятов Всевышнего Аллаха?! Что мы такое страшное совершили, что наши сердца стали черствыми к поминанию Аллаха и не смягчаются при упоминании аятов Всемогущего и Великого Аллаха?! О Аллах, сделай нас в числе тех, кто страшится своего Господа, и у которых кожа и сердца смягчаются при упоминании Тебя!
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании вышеприведенного аята писал: «Вняв тому, что Всевышний Аллах изложил в Своем писании и что Он приказал и запретил Своим рабам, люди обязаны устремиться к выполнению Его предписаний, даже если их сердца так же черствы и тверды, как могучие горы. Ибо если бы Коран был ниспослан на какую-либо гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Это говорит о том, какое сильное воздействие оказывает Коран на человеческие сердца. Его проповеди самые проникновенные, а его приказы и запреты самые верные и мудрые. Они доступны для душ и необременительны для тел, лишены противоречия и взаимоисключающих концепций, в них нет непреодолимых трудностей и принуждения. И, наконец, они пригодны для любой страны и для любой эпохи и приемлемы для каждого человека.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он приводит людям притчи и разъясняет им, что им дозволено, а что запрещено, дабы они поразмыслили над Его знамениями. Ведь перед тем, кто размышляет над знамениями Аллаха, раскрывается сокровищница знаний. Ему становятся ясны пути добра и зла, и он начинает обретать благородный нрав и превосходные качества и избавляться от пороков. Поэтому ничто не принесет человеку больше пользы, чем размышление над Кораном и постижение глубокого смысла его аятов»
(См. «Тафсир Са’ди»).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (аль-Анфаль, 2-4).

Ответить

Вернуться в «ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ»