Некоторые хадисы об этике ночного сна и пробуждения от него
Абу Барза (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (ﷺ) не любил спать после (намаза) магриба и разговаривать после (намаза)‘иша (аль-Бухари 547 и Муслим 647).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Мой возлюбленный (Пророк Мухаммад ﷺ) завещал мне три вещи: поститься в течение трех дней каждого месяца, совершать два рак’ата намаза ад-Духа и совершать молитву уитр перед сном» (Муслим 721).
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тушите лампы, когда ложитесь спать, закрывайте двери, завязывайте бурдюки и накрывайте еду и питье» (аль-Бухари 5624 и Муслим 2012).
Салим передал от своего отца, который рассказывал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Не оставляйте огонь в ваших домах, когда ложитесь спать» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад» 1224).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Когда кто-то из вас захочет лечь в свою постель, пусть он стряхнет ее с внутренней стороны своей одежды, ибо он не знает, что могло оказаться на его постели после него, и затем пусть скажет
باسْمِكَ ربي وضعتُ جَنْبِي ، وبك أَرْفَعُه ، فإن أَمْسَكْتَ نفسي فارْحَمْها ، وإن أَرْسَلْتَها فاحْفَظْها بما تَحْفَظُ به عبادَك الصالحينَ
(Во имя моего Господа, я ложусь и встаю. Если Ты умертвишь меня (во сне), то помилуй меня, и если Ты еще не предписал мне смерти, то сохрани меня, как Ты сохраняешь своих праведных рабов)» (аль-Бухари 6320).
Хузейфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) отправлялся ко сну, то говорил:
«باسْمِكَ اللَّهُمَّ أمُوتُ وأَحْيَا
(С Твоим именем, о Аллах, я умираю и живу)».
А когда Пророк (ﷺ) просыпался, то говорил:
«الحَمْدُ لِلَّهِ الذي أحْيَانَا بَعْدَ ما أمَاتَنَا وإلَيْهِ النُّشُورُ
(Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему возвращение)» (аль-Бухари 6324).
Передается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас проснется (от ночного сна), пусть скажет:
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي رَدَّ عَلَيَّ رُوحِي وَعَافَانِي فِي جَسَدِي وَأَذِنَ لِي بِذِكْرِهِ
(Хвала Аллаху, Который вернул мне мою душу, вернул мне тело здоровым и позволил мне поминать Его)» (ат-Тирмизи 3401 и ан-Насаи 10702).
Мало кто задумывается, что, благополучно проснувшись от ночного сна, Всевышний дает ему возможность совершить множество праведных и добрых дел. Ведь сколько людей ушло из жизни, не очнувшись ото сна. Самое обидное и печальное, это когда упускаешь возможность оказаться в числе праведников, которые часто поминают Аллаха, совершают намаз и творят добро.
Ибн ' Умар, сподвижник Пророка (ﷺ), сказал: «Если ты встретишь вечер, не жди утра, а если застанешь утро, не жди вечера» (аль-Бухари 6416, Абу Ну’айм в «Хильят аль-аулия» 3/301, ат-Тирмизи 2333, Ибн Маджа 4114 и Ахмад 4764).
Хафса, мать правоверных (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) ложился спать, то подкладывал руку под щеку и говорил:
«اللهم قِنِي عذابَك يوم تبعثُ عبادَك
(О Аллах, защити меня от Твоего наказания в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов)» (Абу Дауд 5045).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передано, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) отправлялся ко сну, то говорил:
«الحَمْدُ لِلَّهِ الذي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا، وَكَفَانَا وَآوَانَا، فَكَمْ مِمَّنْ لا كَافِيَ له وَلَا مُؤْوِيَ.
(Хвала Аллаху, Который накормил нас и напоил, защитил нас (от всякого зла) и дал приют, ведь сколько тех, у кого нет того, кто защищает и дает приют)» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад» 1206).
Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) ложился спать, он совершал малое омовение, как для намаза, затем ложился на правый бок и говорил:
«للَّهُمَّ أسْلَمْتُ وجْهِي إلَيْكَ، وفَوَّضْتُ أمْرِي إلَيْكَ، وأَلْجَأْتُ ظَهْرِي إلَيْكَ، رَغْبَةً ورَهْبَةً إلَيْكَ، لا مَلْجَأَ ولَا مَنْجَا مِنْكَ إلَّا إلَيْكَ، اللَّهُمَّ آمَنْتُ بكِتَابِكَ الذي أنْزَلْتَ، وبِنَبِيِّكَ الذي أرْسَلْتَ
(О Аллах, я доверил Тебе свое лицо (свою душу), положился на Тебя во всех своих делах и обратился к Тебе в поисках Твоей защиты, желая получить Твою милость, проявляя страх перед Тобой. Нет прибежища и спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Я уверовал в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал)». Затем Пророк (ﷺ) сказал: «Если ты (после этих слов) умрешь этой ночью, ты умрешь в фитр (т.е. в исламе). И сделай эти слова последним, что ты скажешь» (аль-Бухари 247 и Муслим 2710).
От ‘Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо проснется ночью и скажет:
لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وحْدَهُ لا شَرِيكَ له، له المُلْكُ وله الحَمْدُ، وهو علَى كُلِّ شيءٍ قَديرٌ، الحَمْدُ لِلَّهِ، وسُبْحَانَ اللَّهِ، ولَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، واللَّهُ أَكْبَرُ، ولَا حَوْلَ ولَا قُوَّةَ إلَّا باللَّهِ،
(Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему одному принадлежит власть и хвала, и Он способен на все. Хвала Единому Аллаху, Он Пречист от любых недостатков, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Аллах Велик и нет мощи и силы, кроме как с помощью Аллаха), и затем скажет: «О Аллах, прости меня» - или обратится к Аллаху с мольбой (ду’а) то ему будет отвечено. Если он совершит омовение, затем намаз, то его намаз будет принят» (аль-Бухари 1154).
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто из рабов Аллаха ложится спать ночью в омовении, а затем просыпается ночью и просит у Аллаха какого-либо блага этой жизни или вечной, тому Аллах даст это» (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе Ибн Маджа» 3145).
Это одна из сунн, которой многие пренебрегают. Если хочешь достичь этого достоинства, то перед сном соверши малое омовение, а когда переворачиваешься ночью, то не ленись, а проси у Аллаха прощения, милости и других земных и вечных благ, и будет тебе отвечено либо в этой жизни, либо будешь защищен от зла, либо будешь вознагражден за это в Судный день. И все это лучше для тебя!
Хузейфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) вставал ночью, чистил рот сиваком (аль-Бухари 245).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас проснется ото сна, пусть вымоет руки перед тем, как опустить их в сосуд, так как он не знает, где провела ночь рука его» (аль-Бухари 162 и Муслим 237).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал,, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Шайтан завязывает каждому из вас по три узла на затылке, когда он спит, и бьет по каждому узлу (и говорит ему): "Ночь у тебя длинная, так поспи еще". Если человек проснется и помянет Аллаха, один узел развяжется. Если он совершит омовение, развяжется еще один узел. И если он совершит намаз, то развяжется третий узел. Тогда он будет активным и довольным, иначе он будет грустным и ленивым» (аль-Бухари 1142 и Муслим 776).
От 'Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передается, что когда Пророку (ﷺ) было упомянуто о человеке, который проспал утренний намаз, он сказал: «Шайтан помочился ему в ухо» (аль-Бухари 3270 и Муслим 774).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Мой возлюбленный (Пророк Мухаммад ﷺ) завещал мне три вещи: поститься в течение трех дней каждого месяца, совершать два рак’ата намаза ад-Духа и совершать молитву уитр перед сном» (Муслим 721).
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тушите лампы, когда ложитесь спать, закрывайте двери, завязывайте бурдюки и накрывайте еду и питье» (аль-Бухари 5624 и Муслим 2012).
Салим передал от своего отца, который рассказывал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Не оставляйте огонь в ваших домах, когда ложитесь спать» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад» 1224).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Когда кто-то из вас захочет лечь в свою постель, пусть он стряхнет ее с внутренней стороны своей одежды, ибо он не знает, что могло оказаться на его постели после него, и затем пусть скажет
باسْمِكَ ربي وضعتُ جَنْبِي ، وبك أَرْفَعُه ، فإن أَمْسَكْتَ نفسي فارْحَمْها ، وإن أَرْسَلْتَها فاحْفَظْها بما تَحْفَظُ به عبادَك الصالحينَ
(Во имя моего Господа, я ложусь и встаю. Если Ты умертвишь меня (во сне), то помилуй меня, и если Ты еще не предписал мне смерти, то сохрани меня, как Ты сохраняешь своих праведных рабов)» (аль-Бухари 6320).
Хузейфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) отправлялся ко сну, то говорил:
«باسْمِكَ اللَّهُمَّ أمُوتُ وأَحْيَا
(С Твоим именем, о Аллах, я умираю и живу)».
А когда Пророк (ﷺ) просыпался, то говорил:
«الحَمْدُ لِلَّهِ الذي أحْيَانَا بَعْدَ ما أمَاتَنَا وإلَيْهِ النُّشُورُ
(Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему возвращение)» (аль-Бухари 6324).
Передается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас проснется (от ночного сна), пусть скажет:
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي رَدَّ عَلَيَّ رُوحِي وَعَافَانِي فِي جَسَدِي وَأَذِنَ لِي بِذِكْرِهِ
(Хвала Аллаху, Который вернул мне мою душу, вернул мне тело здоровым и позволил мне поминать Его)» (ат-Тирмизи 3401 и ан-Насаи 10702).
Мало кто задумывается, что, благополучно проснувшись от ночного сна, Всевышний дает ему возможность совершить множество праведных и добрых дел. Ведь сколько людей ушло из жизни, не очнувшись ото сна. Самое обидное и печальное, это когда упускаешь возможность оказаться в числе праведников, которые часто поминают Аллаха, совершают намаз и творят добро.
Ибн ' Умар, сподвижник Пророка (ﷺ), сказал: «Если ты встретишь вечер, не жди утра, а если застанешь утро, не жди вечера» (аль-Бухари 6416, Абу Ну’айм в «Хильят аль-аулия» 3/301, ат-Тирмизи 2333, Ибн Маджа 4114 и Ахмад 4764).
Хафса, мать правоверных (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) ложился спать, то подкладывал руку под щеку и говорил:
«اللهم قِنِي عذابَك يوم تبعثُ عبادَك
(О Аллах, защити меня от Твоего наказания в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов)» (Абу Дауд 5045).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передано, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) отправлялся ко сну, то говорил:
«الحَمْدُ لِلَّهِ الذي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا، وَكَفَانَا وَآوَانَا، فَكَمْ مِمَّنْ لا كَافِيَ له وَلَا مُؤْوِيَ.
(Хвала Аллаху, Который накормил нас и напоил, защитил нас (от всякого зла) и дал приют, ведь сколько тех, у кого нет того, кто защищает и дает приют)» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад» 1206).
Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Посланник Аллаха (ﷺ) ложился спать, он совершал малое омовение, как для намаза, затем ложился на правый бок и говорил:
«للَّهُمَّ أسْلَمْتُ وجْهِي إلَيْكَ، وفَوَّضْتُ أمْرِي إلَيْكَ، وأَلْجَأْتُ ظَهْرِي إلَيْكَ، رَغْبَةً ورَهْبَةً إلَيْكَ، لا مَلْجَأَ ولَا مَنْجَا مِنْكَ إلَّا إلَيْكَ، اللَّهُمَّ آمَنْتُ بكِتَابِكَ الذي أنْزَلْتَ، وبِنَبِيِّكَ الذي أرْسَلْتَ
(О Аллах, я доверил Тебе свое лицо (свою душу), положился на Тебя во всех своих делах и обратился к Тебе в поисках Твоей защиты, желая получить Твою милость, проявляя страх перед Тобой. Нет прибежища и спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Я уверовал в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал)». Затем Пророк (ﷺ) сказал: «Если ты (после этих слов) умрешь этой ночью, ты умрешь в фитр (т.е. в исламе). И сделай эти слова последним, что ты скажешь» (аль-Бухари 247 и Муслим 2710).
От ‘Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо проснется ночью и скажет:
لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وحْدَهُ لا شَرِيكَ له، له المُلْكُ وله الحَمْدُ، وهو علَى كُلِّ شيءٍ قَديرٌ، الحَمْدُ لِلَّهِ، وسُبْحَانَ اللَّهِ، ولَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، واللَّهُ أَكْبَرُ، ولَا حَوْلَ ولَا قُوَّةَ إلَّا باللَّهِ،
(Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему одному принадлежит власть и хвала, и Он способен на все. Хвала Единому Аллаху, Он Пречист от любых недостатков, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Аллах Велик и нет мощи и силы, кроме как с помощью Аллаха), и затем скажет: «О Аллах, прости меня» - или обратится к Аллаху с мольбой (ду’а) то ему будет отвечено. Если он совершит омовение, затем намаз, то его намаз будет принят» (аль-Бухари 1154).
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто из рабов Аллаха ложится спать ночью в омовении, а затем просыпается ночью и просит у Аллаха какого-либо блага этой жизни или вечной, тому Аллах даст это» (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе Ибн Маджа» 3145).
Это одна из сунн, которой многие пренебрегают. Если хочешь достичь этого достоинства, то перед сном соверши малое омовение, а когда переворачиваешься ночью, то не ленись, а проси у Аллаха прощения, милости и других земных и вечных благ, и будет тебе отвечено либо в этой жизни, либо будешь защищен от зла, либо будешь вознагражден за это в Судный день. И все это лучше для тебя!
Хузейфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) вставал ночью, чистил рот сиваком (аль-Бухари 245).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас проснется ото сна, пусть вымоет руки перед тем, как опустить их в сосуд, так как он не знает, где провела ночь рука его» (аль-Бухари 162 и Муслим 237).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал,, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Шайтан завязывает каждому из вас по три узла на затылке, когда он спит, и бьет по каждому узлу (и говорит ему): "Ночь у тебя длинная, так поспи еще". Если человек проснется и помянет Аллаха, один узел развяжется. Если он совершит омовение, развяжется еще один узел. И если он совершит намаз, то развяжется третий узел. Тогда он будет активным и довольным, иначе он будет грустным и ленивым» (аль-Бухари 1142 и Муслим 776).
От 'Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передается, что когда Пророку (ﷺ) было упомянуто о человеке, который проспал утренний намаз, он сказал: «Шайтан помочился ему в ухо» (аль-Бухари 3270 и Муслим 774).
Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1444 х – 2023
1444 х – 2023