Положение саляма в Исламе

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Положение саляма в Исламе

Сообщение Муслим »

Положение саляма в Исламе

Второе издание
дополненное и переработанное


Подготовил:
Абу Сумая Казахстани
1434х – 2012г.


Содержание
- Достоинство саляма
- Адабы, касающиеся саляма
Выводы по главе
- Дозволено ли отвечать передающему салям, говоря: "Уа алейхи уа алейкас-салям!" («Мир ему и тебе!»)?!
- Об обязательности ответить на салям
- О запретности приветствия только с помощью знаков
- Запрещено приветствовать немусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"
- О злых последствиях приветствия салямом неверующих первыми
Примечание:
- Как правильно понимать хадис: «Если встретитесь с кем-либо из них (неверных), то вытесняйте его на самую узкую тропинку»?
- Нежелательно приветствовать салямом того, кто справляет свою нужду
- Приветствие молящемуся, и как молящийся должен отвечать на салям
- Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв
- О приветствии женщин мужчинами и мужчин женщинами

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
Достоинство саляма
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, передается, что, Пророк (ﷺ) сказал: «Поклоняйтесь Ар-Рахману (Всемилостивому), кормите едой и распространяйте салям, и войдете в Рай» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 981. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 571).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды, когда Посланник Аллаха (ﷺ) находился в маджлисе (в окружении людей), мимо прошел мужчина и сказал: "Ас-саляму алейкум". На что Пророк (ﷺ) сказал (после ответа на его приветствие): «Десять благодеяний». После чего мимо прошел другой мужчина, и сказал: "Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах". Пророк (ﷺ) (после ответа на его приветствие) сказал: «Двадцать благодеяний». Потом мимо прошел другой мужчина и сказал: "Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух". После чего Пророк (ﷺ) сказал (после ответа на его приветствие): «Тридцать благодеяний» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 986. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 183).
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Поистине, из того, что обязательно послужит причиной для прощения – распространение саляма и хорошие слова!» (аль-Хараиты 23, аль-Къада’и 2/24. Хадис достоверный. См.: "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1035).
Посланник Аллаха (ﷺ) также говорил: «Поистине, ас-Салям – это имя из имен Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек по-приветствует людей, и они ответят на его салям, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им об этом. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее их!» (ат-Табарани 10391, аль-Баззар 1999. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды некий мужчина спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какое проявление Ислама является наилучшим?». Он (ﷺ) ответил: «Когда ты кормишь едой и приветствуешь тех, кого знаешь и кого не знаешь» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1050. Хадис достоверный).
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Ни в чем иудеи не завидуют вам так сильно, как они завидуют вам тогда, ко-гда вы приветствуете друг друга (салямом) и произносите: «Амин» [стоя позади има-ма]» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 988. Хадис достоверный. См.: "Тахриджуль-таргъиб " 1/178).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Пророк (ﷺ) говорил: «Не войдете вы в Рай пока не уверуете, и не уверуете пока не полюбите друг друга! Не указать ли вам на то, по причине чего вы полюбите друг друга?». Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха!» На что он сказал: «Распространяйте салям между собой» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 980. Хадис достоверный. См.: "Ируа аль-гъалиль").


Адабы, касающиеся саляма
Передается о том, что однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, проходя мимо детей, поприветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал Пророк (ﷺ)» (аль-Бухари 6247).
Также передается о том, что Ибн ‘Умар приветствовал детей, обучающихся в начальной школе (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1044. Хадис достоверный).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк (ﷺ) говорил: «Если кто-либо из вас явится в маджлис, то пусть поприветствует их (салямом). А ко-гда сядет и после чего (вновь) пожелает подняться, то пусть поприветствует (салямом) до того, как покинет маджлис…» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1008. Хадис достоверный).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что он слышал, как Пророк (ﷺ) говорил: «Тот, кто встретит своего брата (в Исламе), пусть поприветствует его (салямом). И если разъединит их дерево или стена, после чего он встретит его (снова), то пусть вновь поприветствует [1] его» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1010. Хадис достоверный. См.: "Сахи-ха" 186).
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что когда сподвижники Пророка (ﷺ) шли вместе, и когда им по пути встречалось какое-либо дерево, то одна группа из них уходила в правую сторону от него, а другая - в левую. Когда они встреча-лись, обойдя его, то вновь приветствовали друг друга (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1011. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 183).
Микдад ибн Асуад, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) возвращался ночью, то приветствовал тех, кто был в комнате, приветствием, которое не будило спящего и которое мог услышать неспящий. (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1028. Хадис достоверный. См.: " Адабуль-Зифаф" 168-169).
Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не дозволено мусульманину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 985. Хадис достоверный. См.: "Ируа аль-гъалиль" 2029).
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды Пророк (ﷺ) сказал ей: «Джибриль передал тебе салям». На что она ответила: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1116. Хадис достоверный).
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллаха) сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде, чем поприветствовать, то не отвечайте ему!» (Ибн ан-Наджар. Хадис хороший. См.: "Сахих аль-джами’" 3699).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если он пришел и не сказал: «Ас-Саляму алейкум», - то скажи: «Нет, пока ты не придешь с ключом – т.е. приветствием (салямом)» (аль-Бухари "Адабуль-Муфрад"1067. Хадис достоверный).
'Ата говорил: «Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Когда чело-век говорит: "Можно войти?", - не поприветствовав предварительно, то скажи: "Нет, пока не явишься с ключом". После чего я сказал: "Это – салям?". На что он ответил: "Да"» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1083. Хадис достоверный).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Едущий верхом приветствует идущего пешком, идущий – сидящего, а меньшее количество людей приветствует большее количество» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 995. Хадис достоверный).
Джабир, да будет доволен им Аллах, говорил: «Едущий верхом приветствует (салямом) идущего пешком, идущий пешком - сидящего, а среди идущих пешком лучшими являются те, которые приветствуют первыми» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 983. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 1146).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Младший приветствует старшего, идущий – сидящего, а меньшая группа – большую» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1001. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 1149).

Выводы по главе:
Таким образом, нам, по милости Аллаха, стали ясны некоторые вопросы:
Первый: Приветствие детей. К сожалению, эту сунну оставили многие, кроме тех, над кем смило-вался Аллах. Мусульманин всегда должен стремиться к Сунне и к ее оживлению. Стре-миться следовать за Пророком (ﷺ) и его благородными сподвижниками, очищать себя от высокомерия и приучать детей к Сунне и благопристойному поведению, распространяя среди них салям.
Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В приветствии детей имеется обуче-ние их к шариатскому этикету (адабу). Также в нем сбрасывание старшими с себя одежды высокомерия, их скромное поведение и благожелательность» (См.: "Аль-Фатх" 11/33).
Если мусульманин считает себя выше того, чтобы поприветствовать салямом детей, то пусть вспомнит Посланника Аллаха (ﷺ) - господина сынов Адама, который обладал величайшим нравом и скромностью, и проявлял милость даже к детям. Сказал Всевыш-ний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (аль-Ахзаб, 21).
Второй: Приветствие мусульман, независимо от того, знаком человек с ними или нет.
Третий: Когда кто-либо приходит в маджлис (заседание) мусульман, то ему желательно поприветствовать присутствующих на маджлисе.
Четвертый: Если кто-либо покидает маджлис мусульман, то ему также следует поприветствовать маджлис до того, как он покинет его.
Пятый: Если мусульмане будут идти вместе и во время пути их разъединит что-либо, например, стена или дерево, то когда они встретятся вновь, желательно им поприветствовать друг друга. Даже если человек виделся со своим братом в Исламе только недавно, то все равно следует поприветствовать его при новой встрече.
Упущением некоторых мусульман является то, что когда они встречаются в каких-либо учреждениях, то приветствуют друг друга в начале их встречи, а когда видятся еще раз или несколько раз, то уже не приветствуют друг друга, полагая, что первое привет-ствие при встрече является достаточным. Такой поступок со стороны мусульман проти-воречит Сунне Пророка (ﷺ), как выше, по милости Аллаха, мы узнали об этом.
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда По-сланник Аллаха (ﷺ) вошел в мечеть, туда же вошел один мужчина, который совершил намаз, а потом обратился с приветствием к Пророку (ﷺ). Пророк, ответив на привет-ствие, сказал: «Вернись и соверши намаз, ибо ты не совершил намаз!». Тот совершил намаз так же, как и прежде, а потом опять подошел к Пророку (ﷺ) и поприветствовал его. Пророк (ﷺ), после того, как ответил на его приветствие снова, велел ему: «Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!» (аль-Бухари 757).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел этот хадис в "Рийадус-Салихин" в главе «О желательности снова приветствовать тех, с кем человек встречается неоднократно, оказываясь поблизости от них, когда он входит (куда-нибудь), потом выходит, а потом снова входит, или же когда двоих разделяет дерево или какая-нибудь другая преграда».
Это является сунной, поэтому мусульманину следует поприветствовать своего брата в Исламе, добиваясь этим награды и любви, несмотря на то, что он уже приветствовал его незадолго до этого.
Шестой: Если мусульманин возвращается откуда-либо поздно, то салям желательно давать так, чтобы не разбудить спящих.
Седьмой: Если мусульманин поссорился со своим братом по вере, то ему не дозволено не общаться с ним более трех дней. И чтобы выйти из этого бойкота, ему достаточно поприветствовать своего брата, с которым он поссорился. Этим самым он выходит из бойкота и избегает противоречия Пророку (ﷺ) который сказал: «Не дозволено мусульма-нину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встре-чаются и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма».
Слова Пророка (ﷺ) : «И лучший из них тот, кто первым начал с саляма», - указывают на то, что приветствия достаточно, чтобы выйти из бойкота, как на это указал шейх Мухаммад Са'ид Раслян, когда разбирал этот хадис.
Исключением из этого правила являются приверженцы религиозных нововведений, так как их не приветствуют, не отвечают на их приветствие и не усаживаются с ними, пока они не оставят свои новшества и не вернутся к истине.
Имам аль-Багъауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сообщил Пророк (ﷺ) о разделе-нии этой общины и проявлении в них страстей и новшеств. И он передал, что спасутся те, кто последовал его Сунне и Сунне его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Поэтому если му-сульманин увидит какого-нибудь мужчину, который перенял что-то из страстей и новшеств, или же пренебрегает Сунной, следует покинуть его, отказаться от него и оставить его, будь он живым и мертвым. Следует не приветствовать его, если встретит, и не отвечать на его салям, если он поприветствует первым, пока он не оставит свое новшество и не вернется к истине.
Что касается запрета покидать брата мусульманина больше трех дней, то это касается того случая, когда происходит между ними упущение в отношении братских и дружеских прав, без того, чтобы это касалось религии. А что касается приверженцев страстей и нововведений, то их покидают на постоянно, пока они не принесут покаяние Аллаху[2]»
(См.: аль-Багъауи «Шарх Сунан» 1/224).
Также исключением являются те мусульмане, которые публично совершают прегрешения. Если в неприветствии и бойкотировании их есть шарит’аская польза, то узаконено бойкотировать подобных мусульман.
Но если в этом будет больше вреда, чем пользы, то в таком случае бойкотировать их не узаконено.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, цель в бойкотировании заключается в удержании от порицаемого того, кого бойкотируют, и чтобы послужило это ему воспитанием, а также чтобы (простой) народ отказался от того, на чем тот.
Если польза прекращения отношений будет преобладающей так, чтобы это привело к уменьшению и скрытию вреда, то такое бойкотирование будет законным. Если же разрыв отношений не сдержи-вает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а порывающий отношения слаб, и это наносит лишь больший вред и вред преобладает над пользой, то в этом случае бойкотирование не бу-дет законным.
Напротив, приближать некоторых людей (к себе) будет более полезным, чем их бойкотирова-ние, так же как бойкотирование некоторых будет более полезным, чем приближать их (к себе). И поэтому Пророк (ﷺ) приближал некоторых (к себе), а других бойкотировал»
(См.: «Маджму’ Фатауа» 28/204-206).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, также в отношении того, кто совершает порицаемое, сказал: «Если это человек скрывает это и не совершает это пуб-лично, то порицают его тайно и не разглашают его грех, кроме как если его вред не затрагивает других.
Если мужчина сделал ему тайно насыху и порицание и после этого тот не оставил (порицаемое), то тогда этот мужчина предпринимает другие действия, которые могут удер-жать того, как бойкотирование и прочее, если это принесет пользу в религии»
(См.: «Маджму’ Фа-тауа» 28/217).
Исхакъ ибн Мансур спросил Имама Ахмада: «Если мы будем проходить мимо людей, которые играют в нарды, то должны ли приветствовать их салямом?» Он ответил: «Они не достойны того, чтобы их приветствовали» (См.: аль-Халляль «Амр биль-Ма’руф уа ан-Нахи ‘аниль-Мункар», стр. 94).
Ма’афи ибн ‘Имран относительно вопроса, когда человек проходит мимо людей, со-вершающих некоторые порицаемые деяния, приветствует ли он их, ответил: «Если он хочет приказать им одобряемое и удержать их от порицаемого деяния, то пусть поприветству-ет, в противном случае, если не желает этого сделать, то пусть не приветствует их» (См.: Абу Дауд «Масаилюль-имами Ахмад», стр. 280).
Восьмой: Узаконено передавать через кого-то салям для кого-то, а тот же, кому он адресован, должен ответить ему как только получит салям, даже если тот, кто передал салям отсутствует.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды ангел Джибриль явился к Пророку (ﷺ) и сказал: «О Посланник Аллаха, Хадиджа принесла посуду, в которой приправа к хлебу, или еда или питье. Когда она подойдет к тебе, передай ей салям от ее Господа и от меня, и обрадуй ее благой вестью о том, что в Раю ждет ее дом из полой жемчужины, где не будет ни шума, ни усталости»» (аль-Бухари 3820).
Передается со слов ‘Амира, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, я считаю обязательным отвечать на письмо, как обязательно отвечать на салям (приветствие)» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1117).
Шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Этот хадис подтверждает обязанность отвечать на письма и послания, как и обязанность отвечать на салям» (Cм.: «Шарх китаб «аль-Адабуль-Муфрад» 5/4347).
Также когда Пророк (ﷺ), передал Айше салям от Джибриля, на что она ответила Джибрилю, сказав: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)".
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал следующее: «Говорили наши товарищи: "Ответить на салям является обязательным тот же час. Также если передали ему салям от отсутствующего на бумаге, то необходимо ответить ему словами в тот же момент как он прочитает его» (См.: "Шарх Муслим" 15/211).
А что касается того, обязан ли тот, через кого передали салям, донести салям тому, кому передали, то как говорят ученые, он обязан, если взял на себя обязанность донести его. Так как является обязательным оберегать и соблюдать доверенную ответственность (аману), которую человек принимает на себя, поскольку всеобщие аяты и хадисы указы-вают на обязанность соблюдения аманы и ее выполнения.
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу хадиса Айши, да будет до-волен ею Аллах, сказал: «В этом хадисе указание на желательность передавать салям. А тому, через кого передали, является обязательным донести его» (См.: "Шарх «Сахих» Муслим" 15/211).
Однако если он не взял на себя обязанность донесения саляма, то не является для него обязательным донести его. Например, он говорит тому, который возлагает на него передачу саляма: "Я не беру на себя ответственность за это". Или же говорит: "Ин ша Аллах", - связывая это с желанием Аллаха, и при этом не обещает ему. Но если он скажет: "Я донесу его, ин ша Аллах", - и при этом намеревается выполнить это, то для него явля-ется обязательным донести его, так как он вознамерился выполнить взятое обещание. А лучше об этом известно Аллаху! (См.: шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 26).
Девятый: Приветствовать следует прежде, чем задавать вопрос.
Десятый: Прежде чем просить разрешение войти, следует поприветствовать.
Одиннадцатый: Едущий верхом приветствует идущего пешком.
Двенадцатый: Идущий пешком приветствует – сидящего.
Тринадцатый: Меньшее количество людей приветствует большое количество.
Четырнадцатый: Младший приветствует старшего.
Пятнадцатый: Среди идущих пешком, или среди едущих верхом лучшими являются те, которые первыми дают салям. Однако, если среди идущих пешком, или едущих вер-хом имеются младшие, то младшие первыми приветствуют старших, как об этом говорил Ибн Рашад (См.: "Фатх" 11/17).
Но если же кто-либо нарушит этот адаб, как например, идущий пешком поприветствует едущего верхом, старший – младшего и большое количество - меньшую, то нет в этом проблем, и он, ин ша Аллах, получит награду за распространение саляма. Однако действовать в соответствии с хадисом лучше. Имам ан-Науауи, процитировав эти хадисы, сказал: «Все это является желательным (мустахабом), но если поступают наоборот, то это дозволено, хотя действовать по хадису лучше» (См.: "Шарх «Сахих» Муслим" 14/141).
Аллах же знает об этом лучше!
Дозволено ли отвечать передающему салям, говоря: "Уа алейхи уа алейкас-салям!" («Мир ему и тебе!»)?!
Передал ан-Насаи в "Амалуль-йаум уаль-лейль" стр. 301, что Анас рассказывал, что однажды Джибриль явился к Пророку (ﷺ) когда рядом с ним была Хадиджа. Затем сказал: "Поистине, Аллах передает салям Хадидже". На что Хадиджа ответила Пророку (ﷺ): "Поистине, Аллах - ас-Салям. Однако уа ‘аля Джибриль салям уа алейкас-салям уа рахма-туЛлах" (Джибрилю салям и тебе (т.е. Пророку ﷺ) салям и милость Аллаха) (аль-Хаким в "Му-стадрак" 3/186 назвал хадис достоверным в соответствии с условиями Муслима, хотя он сам и не привел его).
Ибн Муфлих сказал: «Желательно поприветствовать салямом передающего салям. Когда сказали Ахмаду: "Поистине такой-то передал тебе салям", - он ответил: "Алейка уа алейхис-салям" (мир тебе и ему)» (См.: «Адаб» 1/419).
Имам ан-Науауи сказал: «Желательно также ответить передающему салям, сказав: "Алей-ка уа алейхис-салям (мир тебе и ему)» (См.: «Азкар», стр. 212).
А лучше об этом известно Аллаху!

Об обязательности ответить на салям
Ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доводом относительно обязанности отвечать на салям являются слова Всевышнего Аллаха: "Когда вас приветствуют, от-вечайте еще лучшим приветствием или тем же самым" (ан-Ниса, 86). Отвечать на салям является обязательным у всех ученых» (См.: "Тамхид" 5/288-289).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Всевышний приказал правоверным отвечать на любое приветствие, которым их приветствуют, еще более прекрасными словами и еще более теплой улыбкой или же ограничиться таким же приветстви-ем. Из этого следует, что мусульманам запрещается вообще не отвечать на приветствие или же отвечать приветствием, которое уступает первому» (См.: "Тафсир Са'ди").
Сказал Куртуби, да смилуется над ним Аллах: «Сошлись ученые на том, что начинать первым салям является побуждаемой сунной, а ответить на него является обязательным» (См.: "Тафсир Куртуби" 5/298).
Также о единогласном мнении относительно этого вопроса передается от Ибн Тай-мийи, да смилуется над ним Аллах (См.: "Адабу Шари'а" 1/379).
Также как говорят ученые: «Является обязательным ответить тому, кто поприветствовал. В противном случае человек совершит грех, если не сделает это, так как он ослушивается приказа Всевышнего Аллаха» (См.: "Тафсир ибн Касир" 1/532).
Шейх ‘Абдус-Салям ибн Барджас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не отвечать на салям является отвратительным и порицаемым поступком. И многие из людей были испытаны этим в наше время, и подталкивает их к этому – гордость и тщеславие. Подобным людям мы говорим: «Кто вы? Откуда вы вышли?» "Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и предопределил стадии его развития" (Абаса, 17-19).
Разве вы выше своим достоинством и положением, нежели Посланник Аллаха (ﷺ) ?! А ведь он (ﷺ) отвечал на салям младшим, старшим, рабам и вольноотпущенникам, и приветствовал их первым. Пусть будет для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример. Просим у Аллаха прямого руководства и помощи!»
(См.: Шейх ‘Абдус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 17).
Однако ответ на приветствие является фардуль-кифая. Если среди мусульман кто-нибудь ответит на него, то с остальных эта обязанность спадает, но если его оставят все, то все впадают в грех.
Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Достаточно саляма одного из группы мусульман, и отвечает на приветствие один из них» (См.: "Адаб" 1/379).
Ибн 'Абдуль-Бар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имам Малик, Шафи'и и другие, и это также является мнением жителей Медины, сказали: «Если мужчина поприветствовал группу мусульман, то на его приветствие отвечает один из них, и это будет для них достаточным» (См.: Шейх 'Абдус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 20).
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если приветствовать (салямом) первым – Сунна, то, поистине, отвечать на него - фардуль-кифая, и если выполнил его тот, от кого это будет достаточным, то достаточным это будет и для остальных. Поэтому, если поприветствовали группу мусульман и ответил кто-то из них, то этого достаточно для остальных» (См.: "Маджму аль-фатауа Усеймин" 2/18).

О запретности приветствия только с помощью знаков
К большому сожалению, многие мусульмане иногда приветствуют других мусульман только с помощью знаков, будь это рукой или головой, несмотря на то, что пришел явный запрет на такой поступок. Имам Тирмизи привел хадис от Амра ибн Шу'айба, который передавал от своего отца, что его дед рассказывал о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам. Поистине, приветствие иудеев с помощью указания пальцами, а приветствие христиан с помощью ладони».
Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис гъариб (малоизвестным). Хафиз ибн Хаджар сказал, что в его цепочке есть слабый передатчик. Однако есть другой хадис, который привел ан-Насаи с хорошей цепочкой от Джабира, да будет доволен им Аллах, который передавал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не приветствуйте приветствием иудеев. Поистине, приветствие их с помощью головы, ладони и знаков» (См.: "Фатх аль-Бари" 11/14).
Что же касается хадиса Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала, что однажды Пророк (ﷺ) проходил мимо мечети и группы сидевших женщин, а затем сделал знак рукой, приветствуя их, то он не противоречит выше приведенному хадису. Так как хадис Асмы указывает лишь на то, что Пророк (ﷺ) поприветствовал их словами, со-провождая это жестом рукой. И подкрепляется такое объединение саляма с жестом другой версией хадиса, в котором Асма рассказывала, что Пророк (ﷺ) проходил мимо женщин и поприветствовал их салямом (аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад" 1048. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в "Сахихе" 823).
На это указал имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, в "Рияду-с-салихин".
Примечание: Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Особенно этот запрет на салям (только) с помощью жеста касается тех, кто в состоянии произнести это голо-сом и в соответствии с шариатом. А иначе такой вид приветствия (только жестом) был узако-нен (лишь) для тех, кто занят каким-либо делом, что мешает ему ответить на салям. Например, совершающему молитву, находящемуся вдалеке или немому. Также было узаконено привет-ствовать глухих подобным приветствием» (См.: шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 95).

Запрещено приветствовать немусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"
К большому сожалению, некоторые мусульмане не видят проблем и вреда в приветствии салямом немусульман первыми, и даже считают это одним из похвальных качеств и адабов. Ведь Посланник Аллаха (ﷺ) ясно запретил этот дурной поступок.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк (ﷺ) говорил: «Не приветствуйте (салямом) первыми людей Писания» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1103. Хадис достоверный. См.: "Ируа" 1271).
Абдур-Рахман рассказывал о том, что однажды Ибн Умар проходил мимо одного христианина и поприветствовал его салямом, после чего тот ему ответил. Затем ему сообщили, что этот человек был христианином, и после того, как он узнал об этом, он вернулся к этому христианину и сказал: «Я возвращаю свой салям (т.е. «Я как будто и не давал тебе салям»)» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1115. Хадис хороший. См.: "Ируа" 1274).
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Дозволено ли приветствовать немусульман первыми, и если они нас поприветствуют салямом, как нам ответить им?».
Ответ: «Поистине, нам не дозволено приветствовать салямом тех из числа немусульман, которые прибыли к нам из запада и востока, поскольку Пророк (ﷺ) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми». Если они нас поприветствуют салямом, то мы отве-чаем тем же приветствием, которым они нас поприветствовали, исходя из слов Всевышнего Ал-лаха: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же са-мым» (ан-Ниса, 86).
Их приветствие нас исламским приветствием не лишается (ответа) в двух случаях:
Первое: Они ясно произносят букву «лям» (ас-саляму ‘алейкум), то в таком случае нам можно ответить: «’Алейкум ас-салям», - или же можно просто сказать: «’Алейкум».
Второе: Если они не произносят ясно букву «лям», например, скажут: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем: «’Алейкум (и вам того же)», - и все [3]. Это потому, что иудеи приходили к Посланнику Аллаха (ﷺ) и приветствовали его словами: «Ас-сам ‘алейкум», - не выговаривая ясно букву «лям». А «ас-Сам» - это смерть. То есть они желали Пророку (ﷺ) смерти. После этого Пророк (ﷺ) повелел нам отвечать им: «’Алейкум (и вам того же)». Поэтому если они скажут нам: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем им: «’Алейкум», - то есть: «И вам тоже смерть». И это то, на что указывает Сунна.
А что касается приветствовать салямом их первыми, то подобное запретил нам наш Пророк (ﷺ)»
(См.: «Аль-Маджмуъ ас-Самин» 2/97-98).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также говорил, что «Если вероятно, что они произнесли либо «Ас-сам ‘алейкум», либо «Ас-салям‘ алейкум», то обязательным для нас является ответить: «’Алейкум (и вам того же)», - и все. Поскольку, если он (в действительности) произнес: «Ас-салям», - то ему полагается то же, а если он сказал: «ас-Сам», - то ему (пожелание) того же» (См.: «Шарх Мумтиъ» 3/453).

О злых последствиях приветствия салямом неверующих первыми
Приветствие неверующих салямом первыми приводит к следующим дурным последствиям:
Первое: Ослушание Пророка (ﷺ), попадая тем самым в запретное.
Второе: Проявление заботы и благосклонности к неверующим, тогда как мусульманин должен проявлять к ним ненависть за их неверие.
Третье: Устранение от их сердец зависти к мусульманам, тогда как иудеи ни в чем так сильно не завидуют нам, подобно их зависти, когда мы приветствуем друг друга саля-мом. Когда мусульманин приветствует их первым салямом, тем самым он вводит в их сердца радость, из-за того, что это приветствие касается также и их.
Четвертое: Приветствие первым салямом, является знаком дружбы и любви, тогда как мусульманин не должен их любить (См.: Шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 133).
Поэтому запрещено начинать приветствовать неверующих с салямом. Имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, в "Шарх «Сахих» Муслим" говорил: «В нашем мазхабе явля-ется запретным первыми приветствовать салямом неверующих. И нашим доводом этому слу-жат слова Пророка (ﷺ), который говорил: "Не приветствуйте первыми салямом иудеев и христиан". И об этом говорили многие ученые и саляфы в общем».
Однако если в каком-то месте собрались и мусульмане и неверующие, то дозволено дать салям этому обществу, намереваясь этим самым поприветствовать мусульман, ко-торые находятся там.
Усама ибн Зейд передает о том, что однажды Пророк (ﷺ) сел на осла и посадил его позади себя. После чего они отправились навестить С'ада ибн Убаду. И когда они проходили мимо маджлиса, в котором присутствовал АбдуЛлах ибн Убай ибн Салюль, - в то время этот враг Аллаха еще не заявил о своем принятии Ислама, - и там также нахо-дились и многобожники, и мусульмане. Затем Пророк (ﷺ) поприветствовал их салямом (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1108. Хадис достоверный).
Спросили имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах: «Мы работаем с иудеями и хри-стианами, и приходим в их заведения, но там также находятся и мусульмане. Приветствовать ли нам их салямом?». Он ответил: «Да, однако, намеревайтесь этим дать салям мусульманам».
Также имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Дозволено первым привет-ствовать сообщества, среди которых находятся и мусульмане, и неверующие, или мусульманин и неверующий. Однако он должен намереваться дать салям (только) мусульманам».
Однако если у мусульманина есть какая-либо нужда к людям Писания или к подобным им людям из числа многобожников, то нет проблем поздороваться с ними со словами: "Мир тому, кто последовал прямым путем", или "Доброе утро, как провел ночь?" – и прочими видами приветствия, кроме саляма (См.: Шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ах-камус-Салям", стр. 136).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах сказал: «Дозволено говорить немусульманам: «Как твои дела? Как встретил утро? Как ты? Поскольку Пророк (ﷺ) запретил приветствовать их первыми салямом. Салям же содержит в себе проявление уважения и мольбу (ду’а), ибо если ты скажешь ему (немусульманину): «ас-Саляму ‘алейк», - то, таким образом, ты обращаешься за него с мольбой. А что касается этого (т.е. слов «Как дела?» и т.п.), то это просто проявление радушия и приветствие».
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Следует сказать, что (в данном вопросе) мы в отношении их поступаем так же, как они поступают с нами. Или если это делается для пользы, например, для склонения их сердец (к Исламу), или же из-за опасения вреда с их стороны, то в таком случае мы совершаем подобное по отношении к ним (то есть, приветствуем их без саляма). Например, ты находишься в какой-либо компании, которой руководит немусульманин, и если ты войдешь к нему, чтобы проконсультироваться по какому-нибудь вопросу касательно этой компании, и при этом не поприветствуешь его, то, непременно, в его сердце поместится что-то, вследствие чего, он может причинить тебе вред. А если ты ему скажешь: «Как дела? Как ты встретил утро?», - то это устранит то, что в его сердце из неприязни, и ты избавишься от его зла. И такое отношение не входит под запрет Посланника (ﷺ) приветствовать их первыми салямом» (См.: «Шарх Мумти'» 3/452).
Высший Совет ученых Саудовской Аравии постановил: «Не дозволено приветствовать салямом немусульман первыми, так как пришло в хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретитесь с кем-либо из них, то вытесняйте его на самую узкую тропинку». Хадис передал Муслим. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если люди Писания поприветствуют вас салямом, то ответьте: «’Алейкум (и вам того же)». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Поэтому отвечают им таким образом, как указывает на это хадис, а это, чтобы мы отве-тили: «’Алейкум (и вам того же)». И нет проблем сказать немусульманину: «Как твои дела? Как ты встретил утро? Как ты встретил вечер?», - и прочее, если это вызвано необходимостью. Об этом говорила группа ученых, и среди них: Абу аль-‘Аббаc, шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да сми-луется над ним Аллах).
А помощь только от Аллаха. Да восхвалит Аллах и защитит от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!»
(См.: «Фатауа Ляджнатуль-Даима»3/212).
Примечание: Приветствуют словами «Ас-саляму ‘аля мани-т-таба’аль-худа» ("Мир тому, кто последовал прямым путем") только неверующих. Что же касается мусульман, то приветствовать их такой формулой не дозволено, ибо Пророк (ﷺ) приветствоал таким образом только неверующих. Однако приветствием Пророка (ﷺ) к его сподвиж-никам и их приветствием к нему было только «ас-Саляму алейкум уарахмату-Ллахи уа баракатух». После выше сказанного стало ясно, что приветствие верующих друг друга должно осушествляться именно такими словами. Что же касается упомянутого привет-ствия «Ас-саляму ‘аля мани-т-таба’аль-худа», которым приветствуют только неверую-щих, то является обязательным сторониться его в отношении мусульман. (См.: "Ахкамус-Салям" стр. 88).

Как правильно понимать хадис: «Если встретитесь с кем-либо из них (неверных), то вытесняйте его на самую узкую тропинку»?
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк (ﷺ) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретитесь с кем-либо из них, то вытесняйте его на самую узкую тропинку». То есть: не расширяйте для них проход, если встретитесь с ними, чтобы не стало место для их прохода широким, а для вас тесным. Напротив, продолжайте идти, как шли по вашему направлению, и оставляйте для них то узкое место, которое имеется на (дороге). Известно, что не являлось руководством Пророка (ﷺ) при виде немусульманина, отправляться к нему и прижимать его к стене (к обочине), чтобы плотно стеснить его. Пророк (ﷺ) никогда не относился подобным образом к иудеям в Медине, так же, как и его сподвижники не обращались с ними таким образом, когда завоевывали державы.
Поэтому смысл этого хадиса состоит в том, чтобы вы, как не приветствуете их первыми салямом, точно так же и не уступайте им место на дороге. Если вы их встретите, то не расступайтесь для того, чтобы они прошли. Напротив, продолжайте идти, как шли, и оставляйте для них тесное место, если есть на дороге таковое. И в хадисе нет указания на отпугивание от ислама, напротив, в хадисе имеется проявление величия и достоинства мусульманина, и что он не унижается ни перед кем, кроме как перед своим Господом»
(См.: "Маджмуъ Фатауа уа Расаиль" 3/38-39).


Нежелательно приветствовать салямом того, кто справляет свою нужду
В связи с тем, что ас-Салям является именем из имен Аллаха, упоминать его в оскверненных местах нежелательно. Поэтому мусульманин должен воздерживаться от приветствия салямом того, кто справляет свою нужду, чтобы он не ответил ему на салям, находясь в оскверненном месте.
От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды один мужчина, проходя мимо Посланника Аллаха (ﷺ) поприветствовал его тогда, когда тот справлял малую нужду. Однако он (ﷺ) не ответил ему (Муслим 4/65).
Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Давать салям тому, кто справляет нужду нежелательно так же, как и нежелательно отвечать на салям того, кто поприветствовал его, как указал на это имам Ахмад, так как Пророк (ﷺ) не ответил тому, кто поприветствовал его в то время, когда он справлял малую нужду» (См.: "Адаб" 1/378).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Наши товарищи говорили: "Нежелательно приветствовать того, кто справляет малую или большую нужду. Если его поприветствовали, то нежелательно ему отвечать на салям» (См.: "Ахкаму Салям", стр. 123).


Приветствие молящемуся, и как молящийся должен отвечать на салям
Поистине, приветствовать молящегося – дозволено, и нет в этом ничего порицаемого.
Однако если поприветствовали молящегося, то ему следует ответить на салям либо делая знак рукой без произношения его словесно, либо ответить на салям после завер-шения намаза.
Что же касается устного ответа на салям во время намаза, то так делать запрещено, и такой поступок, по наиболее правильному мнению, делает намаз недействительным.
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике "ас-Сахих" под гла-вой "Глава о том, какие слова запрещаются во время намаза" привел следующий хадис:
«АбдуЛлах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы приветствовали Пророка (ﷺ) тогда, когда он был в намазе, и он отвечал нам. А когда мы вернулись от Наджаши и обратились к нему с приветствием в подобных обстоятельствах, то он не ответил нам. После чего он (ﷺ) завершив намаз, сказал: "Поистине, в намазе занятость"» (аль-Бухари 3/72).
Имам Муслим также привел этот хадис в своем сборнике "ас-Сахих", а имам Науауи привел его под главой: "Глава о запрете разговоров во время намаза. И об отмене того, что прежде было дозволено" (См.: "Шарх «Сахих» Муслим" 5/26).
Также в двух достоверных сборниках приводится хадис от Джабира ибн АбдуЛлаха, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Однажды, когда мы были вместе с Пророком (ﷺ), он послал меня по нужде. После чего я вернулся тогда, когда он совершал молитву на своем верховом животном, обратившись лицом не в сторону къиблы. Затем я поприветствовал его, и он мне не ответил. А когда он завершил намаз, сказал: "Поистине, мне помешало ответить тебе лишь то, что я был в молитве"». И имам аль-Бухари привел этот хадис под главой: "Глава о том, что не отвечают на салям во время намаза" (аль-Бухари, 3/86).
Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если поприветствовали молящегося, то он не отвечает на салям словами. А если он сделает это, то его намаз будет недействительным. И об этом говорили имам Малик, имам Шафи'и, Исхак и Абу Саур» (См.: "Мугъни" 2/460).
Таким образом, отвечать на салям во время намаза запрещено, а Сунной является ответить либо рукой, либо движением головы, либо ладонью, либо пальцем, либо ответить после завершения намаза.
Ибн ‘Умар рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) вышел в сторону мечети Куба, чтобы помолиться в ней. И когда он был в молитве, к нему подошли ансары и поприветствовали его». Ибн ‘Умар продолжил: «Я спросил у Биляля: "Как Пророк (ﷺ) отвечал тем, которые приветствовали его, когда он был в молитве?" Биляль ответил: "Он делал так», - и раскрыл свою ладонь"». И Джа’фар ибн 'Аун, один из передатчиков этого хадиса, раскрыл свою ладонь, обратив внутреннюю сторону ладони вниз, а тыльную ее сторону вверх (Абу Дауд 1/569. Имам Тирмизи в "Мухтасар" 2/204 назвал хадис хорошим).
Мухаммад Шамсуль Хаккъ аль-‘Азым Абади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знай же, что в этом хадисе говорится об ответе на приветствие ладонью, в хадисе же Джабира - рукой, в хадисе Ибн ‘Умара от Сухайба - пальцем. В хадисе, который приводит аль-Байхакъи от Ибн Мас’уда, говорится, что Пророк (ﷺ) ответил движением головы. Все эти хадисы можно объединить, сказав, что Посланник Аллаха (ﷺ) делал иногда так, а иногда так, и все эти виды (приветствия) разрешены. А Аллаху ведомо лучше» (См.: "’Аунуль Ма’буд" 3/196).
Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Молящийся отвечает на салям с помощью жеста, и это мнение имама Малика, Шафи’и, Исхака и Абу Саура» (См.: "Мугни" 2/460).
Имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Желательно ответить на салям с помощью знака, и об этом говорили Имам Шафи'и и большинство ученых» (См.: "Шарх Муслим" 5/27).
Этот хадис и те, которые были до него, явно опровергают тех, которые заявляют о нежелательности приветствовать молящегося. Так как Пророк (ﷺ) не порицал ансаров за то, что они поприветствовали его, когда он совершал намаз, а наоборот, ответил им жестом, что указывает на законность приветствия молящегося. Молящийся же отвечает на салям с помощью жеста или после завершения намаза, как на это указал шейх Ибн Баз, давая пояснение к "Фатхуль-Бари" 3/87.
Также об этом говорил и шейх аль-Альбани: «Многие люди считают, что приветствие молящегося не узаконено, более того имам ан-Науауи в «аль-Азкар» даже сказал, что это порица-ется, но вместе с тем, он же в «Шарх Сахих Муслим» сказал, что отвечать на приветствие во время молитвы движением является желательным. Так вот, приветствовать молящегося - это сунна, и пришло множество хадисов о том, что сахабы приветствовали Пророка (ﷺ) когда он совершал намаз. Он же одобрил это и отвечал им на приветствие. А если бы это было порицаемым, то Пророк (ﷺ) непременно разъяснил бы это хотя бы тем, что не отвечал бы жестом. И известно из основ религии, что Пророк (ﷺ) не откладывал предостережение от порицаемого.
Это относится и к приветствию того, кто читает Коран или делает азан. Это также уза-конено, доводом чему является предыдущий хадис. Но как же читающий Коран или муаззин (при-зывающий на молитву) должен отвечать на приветствие? Словом или движением? Ответ: словом. Сказал имам Науауи: «Что же касается муаззина, то не является порицаемым для него от-вечать на приветствие словом, потому что это не делает недействительным азан»
(См.: "Сахиха" 1/ 361).
Аль-Хаттаби сказал: «Отвечать на приветствие в намазе словом - запрещено, ответить же на приветствие словом, после намаза – Сунна. Поскольку Пророк (ﷺ) ответил на приветствие ибн Мус’уда после завершения намаза. А салям с помощью жеста – Сунна, поскольку передается от Пророка (ﷺ), что он во время намаза приветствовал жестом» (См.: "Ма’алим ас-Сунан" 1/434).

Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв
Многие спрашивают друг друга о положении такого поступка, который совершают некоторые молящиеся, как рукопожатие после завершения обязательных молитв с теми, кто сидит справа и слева от него. И на этот вопрос уже ответил шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Рукопожатие после завершения намаза не является Сунной, напротив, оно является нововведением» (См.: «Фатауа» 23/339).
Ибн Хадж, да смилуется над ним Аллах, делая наставление требующему знания, сказал: «Следует ему запрещать тем, которые ввели новшества, как рукопожатие после утренней молитвы, послеполуденной молитвы и после пятничной молитвы. А некоторые даже добавили к этому, делая так после ежедневных пятикратных молитв. Все это является нововведением. Поистине, рукопожатие было узаконено мусульманину во время встречи со своим братом, а не после завершения ежедневных пятикратных молитв. И поэтому все это является нововведением. То, что установил шариат, мы его утверждаем. Посему же запрещают это (рукопожатие после намаза), и удерживают того, кто делает это, так как он пришел с тем, что противоречит Сунне» (См.: "Мадхаль" 2/223).
Ибн Хаджр аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что совершают люди, как рукопожатие после ежедневных пятикратных молитв, является порицаемым делом, которое не имеет под собой основы в шариате» (См.: "Ахкаму Салям", стр. 71).
Некоторые ученые указали на то, что рукопожатие после намаза является деянием рафидитов. Да оставит их Аллах без помощи! (См.: "Си'ая" стр. 264).
Следует знать, что ученые, которые постановили, что рукопожатие после намаза является нововведением, основываются на том, что это деяние было внесено после времен Пророка (ﷺ) и первых лучших трех поколении. Ведь Пророк (ﷺ) говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697 и Муслим,1718).
Сказал ибн аль-Маджушуун, что он слышал, как имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто вводит в Ислам новшество, находя ее прекрасным, тем самым заявляет, что Мухаммад (ﷺ) не выполнил свою миссию. Поскольку Всевышний Аллах говорит: "Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию". То, что не было религией тогда, не будет религией сегодня» (аш-Шатыби в «аль-И'тисом» 1/64-65).
То есть то, чего не было при жизни Пророка (ﷺ) и его сподвижников в религии, не будет в религии сегодня.
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд и Убей ибн Ка’б, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Прояв-ление умеренности в Cунне лучше, чем проявление усердия в нововведении» (см.: «аль-Истикома» стр. 149).
Сообщается от Са’ида ибн аль-Мусайяба, что однажды он увидел человека, который после призыва на утреннюю молитву совершил более двух рака’атов. После чего он за-претил ему это. Затем тот сказал: «О Абу Мухаммад! Накажет ли Аллах меня за молитву? На что он ответил: «Нет, но Он накажет за противоречие сунне» (ал-Байхаки в «Сунан кубро»).
Также сюда относится и то, когда молящиеся позади имама, приветствуют имама по-сле завершения обязательных молитв, как об этом упомянул шейх Абдус-Салям ибн Барджас. Так как если это было бы узаконено, то непременно до нас дошло бы это от Пророка (ﷺ) и его сподвижников. Однако от сподвижников не передается, что они после завершения обязательных молитв, приветствовали Пророка (ﷺ), несмотря на то, что от сподвижников передается множество хадисов от Пророка (ﷺ) относительно того, что нужно делать во время молитвы и после нее.
Как часто мы сталкиваемся с тем, как в некоторых странах люди после завершения обязательных молитв, обременяют имама своими салямами. Конечно, если подойти к имаму по нужде, или после долгого отсутствия, и поприветствовать его, то нет в этом проблем. Или, например, человек после завершения намаза внезапно столкнулся с имамом, то нет проблем поприветствовать его, так как существуют всеобщие доводы на дозволенность этого. Но что касается того, что после каждого обязательного намаза нужно приветствовать имама, превращая это в поклонение, то это не имеет под собой основы. Такой поступок не был узаконен. Да, шариат узаконил для нас салям и побуждает нас к этому, однако Он не узаконил его именно в этом месте, как действие, совершаемое после завершения каждой обязательной молитвы. Пророк (ﷺ) и его благородные сподвижники больше кого-либо из людей стремились к благу, однако они не совершали подобных действий. И это дает нам понять, что совершаемое сегодня людьми приветствие друг друга рукопожатиями после обязательных молитв является нововведением, которое не является верной дорогой Пророка (ﷺ). Ведь утверждено от Пророка (ﷺ), который говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (См.: "Ахкамус-Салям", стр. 73).


О приветствии женщин мужчинами и мужчин женщинами
Умму Хани, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды я пришла к Пророку (ﷺ) в то время, когда он совершал гусль (полное омовение, оградившись занавеской), после чего я поприветствовала его. Затем он спросил: "А кто это?". Я ответила: "Это я - Умму Хани". После этого он сказал: "Добро пожаловать"» (аль-Бухари 78 -94, Муслим 6 и др.).
Хасан аль-Басри говорил: «Женщины приветствовали мужчин» (аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад"1046. Цепочка хадиса достоверная).
Асма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды Пророк (ﷺ) проходил мимо мечети и сидевших в группе женщин. После чего поднял свою руку в их сторону, приветствуя их, и сказал: «Остерегайтесь неблагодарности по отношению к тем, кото-рые оказывают (вам) благодеяния! Остерегайтесь неблагодарности по отношению к тем, которые оказывают (вам) благодеяния! Остерегайтесь неблагодарности по от-ношению к тем, которые оказывают (вам) благодеяния!». Затем одна из них сказала: "Мы прибегаем к Аллаху! О, Пророк Аллаха, (ты имеешь в виду) неблагодарность к ми-лостям Аллаха?". Он (ﷺ) сказал: «Конечно, ибо бывает, что делают добро кому-нибудь из вас в течение длительного времени, а затем после этого она в порыве гнева говорит: "Я никогда не видела от тебя блага". Это и является неблагодарностью к милостям Аллаха! Это и является неблагодарностью по отношению к тем, которые оказывают благодеяния!» (аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад" 1048. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в "Сахихе" 823).
В данном хадисе имеется указание на дозволенность мужчинам приветствовать жен-щин, если отсутствует опасность соблазна и искушения, как указал на это шейх Са'ид Раслян, когда разбирал этот хадис. А лучше об этом известно Аллаху!
Это то, что, по милости Аллаха, было мне облегчено собрать. В основу данной работы легла книга «Ахкамус-Салям», автором которой является Шейх 'Абдус-Салям ибн Бар-джас ибн Наср Али Абдуль-Карим, также книга "Адабуль-муфрад" имама аль-Бухари. Прошу Всевышнего Аллаха вознаградить их за их труды.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет.
Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха также простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, му-сульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших «Амин» после этой мольбы!
И в заключении я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижни-ков и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием!


_____________________
[1] В арабском языке существует два определения приветствия: «ат-таслим» – приветствие салямом и «ат-тахийат» – просто приветствие. В данной статье под словом «приветствие» следует понимать именно ат-таслим, т.е. приветствие салямом. По этой причине мы и внесли выше, после всех слов «приветствие» в скобках слово «салямом». Во многих русскоязычных переводах не делается таких уточнений и пишется слово «приветствие», что понимается многими далекими от понимания арабского языка читателями, как вообще любое приветствие, вследствие чего такие неумудренные знанием читатели попадают в казусы. Например, прочитав в таких переводах хадис "Не приветствуйте первыми людей Писания", они, войдя в какое-нибудь заведение, из-за боязни совершить запретное, упорно молчат, не здороваясь ни с кем из сидящих там немусульман. Хотя в хадисе приходит запрет на приветствие первыми неверных именно салямом. Далее по тексту мы в некоторых местах оставляем слово «приветствие» без слова «салямом», надеясь на то, что данное объяснение будет достаточным для людей разумеющих. – Примечание переводчика.

[2] Необходимо избегать и остерегаться заблудших и различных сектантов, таких как террористы-хариджиты, секта Ихуануль-Муслимун, кутбисты (последователи С. Кутба и Мухаммада Кутба), такфири-ты, группировка "Талибан", партия "Хизбут-Тахрир", Аль-Каида, ИГИЛ и другие заблудшие приверженцы религиозных нововведений. – Прим. переводчика.

[3] Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, люди Писания (иудеи и христиане) говорят: «Ас-сам ‘алейкум (смерть вам)». Поэтому если они вас поприветствуют, то ответьте: «’Алейкум (и вам того же)»» (Муслим 2167). - Прим. переводчика.

Ответить

Вернуться в «ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)»