«Мы заповедали человеку делать добро его родителям»

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям»

Сообщение Муслим »

_________________


«Мы заповедали человеку делать добро его родителям»

Всевышний Аллах сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям» (Сура «аль-Ахкаф» аят 15).
Также Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей, и делайте добро родителям» (Сура «ан-Ниса» аят 36).
Всевышний Аллах также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут пожилого возраста, то не говори им: «Уф!» – и не кричи на них, и говори им почтительное слово. Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Смилуйся над ними, как они растили меня ребенком» (Сура «аль-Исра» аяты 23-24).
Однажды ‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какое деяние является самым любимым у Аллаха?». Он ответил: «Совершение намаза в установленное для него время». Он снова спросил: «Потом какое?». Пророк (ﷺ) ответил: «Благочестие к родителям»» (аль-Бухари 527 и Муслим 85).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Довольство Господа - в довольстве родителей, а гнев Господа - в их гневе» (аль-Адабуль-муфрад 2. Имам Альбани классифицировал хадис как хороший (хасан) в «ас-Сахиха» 516).
аль-Микдам ибн Ма’дикариб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Воистину, Аллах приказывает вам делать добро вашим матерям, затем Аллах приказывает вам снова делать добро вашим матерям, затем Аллах приказывает вам делать добро вашим отцам, а затем Аллах приказывает вам делать добро вашим ближайшим родственникам» (аль-Адабуль-муфрад 60. Достоверность хадиса подтвердил имам аль-Альбани в «ас-Сахиха» 1666).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) относительно слов «а затем Аллах приказывает вам делать добро вашим ближайшим родственникам» сказал: «То есть, добро также переходит к ближайшим родственникам, как добро сыновьям (и дочерям) и братьям (и сестрам), затем дядям и теткам по отцовской линии и материнской. И точно так же добро и поддерживание родственных связей распространяются на всех тех, с кем это родство связано и кто является твоими родственниками по отцовской линии и материнской. Делать добро родственникам и поддерживать с ними связи следует по мере возможности» (см.: Шарх китаб «аль-Адабуль-муфрад» 1/413).
'Абдуллах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) повествовал, что однажды к Пророку (ﷺ) пришел человек, чтобы присягнуть ему на переселение, и он оставил своих родителей плачущими. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Вернись к своим родителям и обрадуй их, как ты заставил их плакать» (аль-Адабуль-муфрад 13. Достоверность хадиса подтвердил имам аль-Альбани в «аль-Ируа»1199).
Абу Бакрата сообщил, что Посланник Аллаха (ﷺ) трижды сказал: «Рассказать ли вам о великом грехе?». Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха (ﷺ)». Он сказал: «Это приобщение к Аллаху сотоварищей, неповиновение родителям». И говоря это, он был прислонен к чему-то, после чего сел и сказал: «Это лжесвидетельство». И он стал повторять это до тех пор, пока я не пожелал, чтобы он прекратил (из сострадания к нему и не желая того, что его злит и беспокоит)» (аль-Бухари 2654 и Муслим 87).
‘Али (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Аллах проклял того, кто проклял своих родителей» (Муслим 1978).
Проклятие Аллаха падает на того, кто проклял родителей прямо или косвенно, независимо от того, проклял ли он своим языком или стал причиной того, что другой человек проклял их.
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал, что однажды к Пророку (ﷺ) пришел человек с желанием отправиться сражаться на пути Аллаха (джихад). Пророк (ﷺ) спросил его: «Живы ли твои родители?». Он ответил: «Да». Пророк (ﷺ) сказал: «Тогда совершай джихад по отношению к ним». То есть приложи все свои усилия к благочестию по отношению к ним. (аль-Бухари 3004, Муслим 2549 и другие).
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) поведал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Пусть он будет унижен! Пусть он будет унижен! Пусть он будет унижен!». Сподвижники спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, кто застал своих родителей или одного из них пожилыми, и зашел в ад» (Муслим 2551).
Благочестие к родителям — одна из причин попадания в рай и спасения от ада, а непослушание им — одна из причин вхождения в ад.
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Один из величайших грехов - это когда человек ругает своих родителей». Сподвижники (с удивлением) спросили: «Разве он может ругать их?». Он ответил: «Это когда он ругает другого человека, который в результате ругает того отца и мать» (аль-Бухари 5973, Муслим 90 и другие).
Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Воистину, я не знаю дело, которое ближе приближало бы к Аллаху, чем благочестие к родителям» (аль-Адабуль-муфрад 4. Достоверность подтвердил имам аль-Альбани в «ас-Сахиха» 2799).
‘Урва ибн аз-Зубайр в толковании слов Всевышнего: «Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему» сказал: «Не отказывай своим родителям ни в чем, чего бы они ни пожелали (если это не грех, так как нельзя подчиняться людям в ослушании Аллаха)» (аль-Адабуль-муфрад 9. Достоверность подтвердил имам аль-Альбани в «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 7).
Абу Хазим рассказал, что однажды Абу Мурра ехал верхом с Абу Хурейрой, чтобы добраться до места «’Акик». И когда Абу Хурайра входил в это место, он говорил громким голосом: «Мир, милость и благословения от Аллаха, о Мама!». Его мать отвечала: «И тебе мир, милость и благословения от Аллаха». Он говорил ей: «Да смилуется над тобой Аллах, ведь ты воспитала меня ребенком!». И она отвечала ему: «О, сыночек мой! Да вознаградит тебя Аллах добром и будет доволен тобой, как ты был благочестив ко мне в старости моей» (аль-Адабуль-муфрад 14).
Однажды Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) увидел двух мужчин и спросил одного из них: «Кто тот, кто рядом с тобой?». Он ответил: «Мой отец». Затем Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не называй его по имени, не иди перед ним и не садись раньше него» (аль-Адабуль-муфрад 44. Достоверность подтвердил имам аль-Альбани в «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 32)
Когда шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) читал книгу «аль-Адабуль-муфрад, то относительно слов: «…не иди перед ним» сказал: «Иди перед ним только ночью или в опасных местах».
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Плач родителей считается непослушанием им и большим грехом» (аль-Адабуль-муфрад 31. Достоверность подтвердил имам аль-Альбани в «ас-Сахиха» 2898).
Великий таби’ийн [1] Тауус (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сунной является почитание четырех людей: ученого, пожилого, правителя (мусульман) и отца (и матери)».
Также он сказал: «Было сказано: «Поистине, одним из холодных отношений является то, когда сын зовет своего отца по имени» (Ма’мар «Джами’» 11/137).
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Чтобы ты ужинал со своей матерью, вежливо обращался с ней и составлял ей компанию, тем самым доставляя ей радость, для меня это лучше, чем (добровольное) паломничество» («Бирр аль-уалидейн» Ибн аль-Джаузи стр.4).

«Твой Господь предписал вам делать добро родителям»
Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут пожилого возраста, то не говори им: «Уф!» – и не кричи на них, и говори им почтительное слово. Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Смилуйся над ними, как они растили меня ребенком» (аль-Исра, 23-24).
'Урва ибн аз-Зубайр в толковании слов Всевышнего: «Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему» сказал: «Не отказывай своим родителям ни в чем, чего бы они ни пожелали (если это не грех, так как нельзя подчиняться людям в ослушании Аллаха)» (аль-Адабуль-муфрад 9. Достоверность подтвердил имам аль-Альбани в «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 7).
Шейх Сулейман ар-Рухейли (да хранит его Аллах) сказал: «(Всевышний Аллах сказал): «(Твой Господь) предписал вам делать добро родителям». Человек словно спрашивает: «Каким образом я должен делать добро родителям?». И Всевышний Аллах разъяснил, как делается благодеяние к родителям, сказав: «Если один из родителей или оба достигнут пожилого возраста, то не говори им: «Уф!» – и не кричи на них, и говори им почтительное слово. Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Смилуйся над ними, как они растили меня ребенком».
И из этого следует, о братья, что добро родителям бывает через совершение одобряемого, непричинение им вреда (страданий и боли), дарование им радости, обращение к Аллаху с мольбой за них и проявление скромности перед ними. Ты не будешь считаться делающим добро родителям, кроме как посредством этих пяти деяний:
(Первое) совершение одобряемого. Где это упоминается в вышеприведенных аятах? В словах Аллаха: «(Твой Господь) предписал вам делать добро родителям». Это - совершение одобряемого. И это включает в себя все одобряемое.
(Второе) непричинение им вреда (страданий и боли). Ты не причиняешь им ни больших страданий и боли, ни незначительных. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «не говори им: «Уф! - и не кричи на них». Всевышний Аллах запретил причинять родителям незначительные страдания и сильную боль. Незначительное страдание – это когда ты говоришь: «Уф» родителям. (Например) они говорят: «О сынок! Принеси это». А ты (выражая досаду) говоришь «Уф!». Ты этим не проявил добро к родителям, поскольку ты не воздержался от причинения им вреда. И самое большое страдание по отношению к родителям - это когда ты кричишь на них и причиняешь им больше вреда (например, бьешь их, выгоняешь из дома и так далее)…
(Третье) дарование радости родителям. (Всевышний Аллах сказал): «говори им почтительное слово». Что такое уважительное слово? Когда родители слышат это слово, они испытывают чувство радости и довольства, и радость проникает в их сердце из-за этого слова. Итак, что такое почтительное слово, которое я говорю своим родителям? Это слово, которое радует родителей, когда они его слышат. (Например, такие слова) «О папочка мой, о отец мой! Да простит вас Аллах и смилуется над вами!» - и другие слова, которые делают родителей счастливыми.
(Четвертое) проявление скромности перед родителями. (Всевышний Аллах сказал): «Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему». Ты проявляешь скромность перед ними, независимо от того, насколько высокой степенью ты обладаешь. (Сообщается), что когда один из ученых обучал студентов в зале заседаний (маджлисе) и его мать позвала его покормить цыплят, то, несмотря на то, что его ученики были в зале и писали, он вышел из зала и выполнил просьбу своей матери, затем вернулся. (Смотрите), он сидит в классе и учит людей хадисам и сунне, и когда его мать позвала его, он идет к своей матери и говорит: «Что вы хотели?», и она говорит ему: «Накорми цыплят», затем он идет и кормит цыплят зерном, и, выполнив просьбу, он возвращается к занятиям.
Кем бы ты ни был, проявляй скромность по отношению к своим родителям. Поэтому, если студенты посещают тебя, когда ты находишься со своими родителями или со своим отцом, тогда отведи своему отцу почетное место на собрании и представь его студентам, сказав: «Это мой отец». Даже если твой отец простой человек, не говори: «Я студент и они студенты, а мой отец простолюдин». Нет! Никогда не стыдись (ни перед кем) своего отца, кто бы ты ни был и какую бы должность ни занимал!
(Пятое) обращение к Аллаху с мольбой за родителей. (Всевышний Аллах сказал) «говори: «Господи! Смилуйся над ними, как они растили меня ребенком». Ученые говорят, что ты должен говорить эту мольбу родителям как при них, так и в их отсутствие. Тебе следует говорить эту мольбу перед родителями для того, чтобы объединить между мольбой за них и дарования им радости. И тебе следует также обращаться к Аллаху с этой мольбой за своих родителей, когда они отсутствуют, чтобы было больше шансов, что Аллах примет мольбу». ( )
Наставление сыновьям по отношению к родителям

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Это наставление адресовано сыновьям, если они будут придерживаться его, то их жизнь будет упорядочена и их будет ожидать благополучие в мире этом и мире ином.
Повинуйся своей матери и отцу во всем, что они тебе прикажут, кроме греха!
Обращайся к ним мягко и благовоспитанно!
Иди им на встречу, если они пришли к тебе!
Оберегай их репутацию, почет, имущество и честь!
Оказывай им уважение!
И давай им все, о чем они тебя попросят!
Советуйся с ними в своих делах!
Почаще обращайся к Аллаху с мольбой за них и проси у Него прощения за них!
Если с ними находится гость, то сиди поближе к двери и следи за их взглядом, так как они могут украдкой приказать тебе что-нибудь!
Делай то, что их обрадует, без того, чтобы они приказали тебе это, поскольку если это будет приказано, то значимость радости уменьшится!
Не повышай свой голос в их присутствии!
Не перебивай их во время разговора!
Не препирайся с ними в каком-либо вопросе! Если ты убежден в своей правоте, то попытайся убедить их по-доброму. Если они придерживаются своего мнения, то не противься им, даже если они ошибаются, если это касается мирских вопросов, что касается того, если это касается Последней вечной жизни, то мягко разъясни истину в этом.
Не лги своим родителям!
Не бери ничего, что они тебе не разрешили!
Не путешествуй, если они не разрешили!
Если ты был испытан грехом, как курение, просим у Аллаха защиты от этого, то не совершай этот грех перед ними, даже если они одобряют этот твой поступок!
Не беспокой своих родителей, если они спят! Ты помнишь хадис о трех людях, чей проход был заблокирован огромным камнем в пещере. Один из них обратился к Всевышнему Аллаху посредством праведного дела, касающегося благочестия к родителям. Его родители были в преклонном возрасте. Когда он возвращался со своего пастбища и доил (скот), он (всегда) сначала давал молоко своим родителям и не уходил, пока они его не выпивали. Однажды он задержался допоздна и увидел, что его родители уже спят, а он стоял рядом с ними с чашкой молока, в то время как его дети издавали жалобные звуки рядом с ним (прося молока). Но он продолжал (молча) стоять рядом со своими (спящими) родителями, пока они не проснулись (и пока он не напоил их молоком).
Не беспокой своих родителей, если они спят!
Не предпочитай свою жену и детей перед своими родителями!
Не упрекай их, если сделали что-то, что тебе не понравилось!
Не проси их понять то, что ты понял благодаря достоинству своего ума!
Возможно, Аллах наделил тебя знанием и разумом, в то время как твои родители невежественны!
Может быть, они скажут что-то, что заставит людей смеяться, так что не грусти!
Не смейся в их присутствии, если нет причины для смеха!
Не бери еду, которая лежит перед ними!
Не протягивай руку к еде раньше них!
Не лежи в то время, когда они сидят!
Не садись раньше них!
Не ходи перед ними!
Не называй их по имени!
Не вытягивай перед ними ноги
Не сиди наверху, когда они сидят внизу!
Не ходи рядом со своим отцом по дороге, а немного отставай от него, за исключением случаев, когда дорога опасна, тогда в этом случае иди впереди, чтобы помочь ему и защитить его!
Быстро отвечай на их обращение, если они тебя зовут!
И не дружи, кроме как с теми, кто благочестив к своим родителям!
Сторонись дружить с теми, кто ослушивается своих родителей!» Конец слов шейха. ( )
Когда проявляется истинное благочестие к родителям?

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Если Аллах, Господь миров, пожелает, я честно скажу тебе, что благочестие к родителям проявляется, когда ты подчиняешься им в том, что тебе не нравится, а не в том, что ты любишь.
Благочестие проявляется в том, что тебе не нравится, а не в том, что любишь. То есть: Если родители приказывают тебе сделать то, что тебе нравится, то ты спешишь подчиниться. Это считается ли благочестием? Да, это благочестие (но только) с одной стороны, со стороны послушания, но здесь нет никаких трудностей.
Благочестие – когда родители просят тебя выполнить то, что твоя душа не хочет делать, конечно, если в этом нет ослушания Аллаху, Господу миров, и ты побуждаешь себя к этому делу, то это и есть благочестие.
Благочестие проявляется в том, что тебе не нравится, а не в том, что любишь. То, что ты любишь делать, эта твоя страсть, даже если родители не прикажут это, ты (все равно) сделаешь.
Остерегайся забывать об этом правиле: благочестие проявляется в том, что тебе не нравится. Сделай это правилом для себя, и укрепятся семьи, они станут правильными и люди будут любить религию» (Конец слов шейха).
В основу данного труда легла замечательная книга под названием «аль-Адабуль-муфрад» автором которой является имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах.
Прошу Всевышнего Аллаха вознаградить этого великого имама за весьма полезный труд и усердие в распространении истины, и поселить его в Райских садах!
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет.
Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха также простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших «Амин» после этой мольбы!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла и бедствия Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника!
Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1436х – 2014г.
___________________________
[1]
Таби’ийн – тот, кто встретил кого-либо из сподвижников Пророка (ﷺ), будучи мусульманином, и умер в исламе. – Прим. переводчика.

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям»

Сообщение Муслим »

Аллах приказал человеку делать добро родителям
Всевышний Аллах сказал: «Мы приказали человеку делать добро родителям. Его мать носила его, испытывая слабость за слабостью, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и (потом) своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие (и Я воздам каждому по заслугам)» (Сура "Лукман" аят 14 ).

Источник: «ат-Тафсир аль-Муяссар».

Подготовил Абу Сумая Казахстани

Ответить

Вернуться в «ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)»