Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв
Многие спрашивают друг друга о положении такого поступка, который совершают некоторые молящиеся, как рукопожатие после завершения обязательных молитв с теми, кто сидит справа и слева от него. И на этот вопрос уже ответил шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Рукопожатие после завершения намаза не является Сунной, напротив, оно является нововведением» (См.: «Фатауа» 23/339).
Ибн Хадж, да смилуется над ним Аллах, делая наставление требующему знания, сказал: «Следует ему запрещать тем, которые ввели новшества, как рукопожатие после утренней молитвы, послеполуденной молитвы и после пятничной молитвы. А некоторые даже добавили к этому, делая так после ежедневных пятикратных молитв. Все это является нововведением. Поистине, рукопожатие было узаконено мусульманину во время встречи со своим братом, а не после завершения ежедневных пятикратных молитв. И поэтому все это является нововведением. То, что установил шариат, мы его утверждаем. Посему же запрещают это (рукопожатие после намаза), и удерживают того, кто делает это, так как он пришел с тем, что противоречит Сунне» (См.: "Мадхаль" 2/223).
Ибн Хаджр аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что совершают люди, как рукопожатие после ежедневных пятикратных молитв, является порицаемым делом, которое не имеет под собой основы в шариате» (См.: "Ахкаму Салям", стр. 71).
Некоторые ученые указали на то, что рукопожатие после намаза является деянием рафидитов. Да оставит их Аллах без помощи! (См.: "Си'ая" стр. 264).
Следует знать, что ученые, которые постановили, что рукопожатие после намаза является нововведением, основываются на том, что это деяние было внесено после времен Пророка (ﷺ) и первых лучших трех поколении. Ведь Пророк (ﷺ) говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697 и Муслим,1718).
Сказал ибн аль-Маджушуун, что он слышал, как имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто вводит в Ислам новшество, находя ее прекрасным, тем самым заявляет, что Мухаммад (ﷺ) не выполнил свою миссию. Поскольку Всевышний Аллах говорит: "Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию". То, что не было религией тогда, не будет религией сегодня» (аш-Шатыби в «аль-И'тисом» 1/64-65).
То есть то, чего не было при жизни Пророка (ﷺ) и его сподвижников в религии, не будет в религии сегодня.
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд и Убей ибн Ка’б, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Прояв-ление умеренности в Cунне лучше, чем проявление усердия в нововведении» (см.: «аль-Истикома» стр. 149).
Сообщается от Са’ида ибн аль-Мусайяба, что однажды он увидел человека, который после призыва на утреннюю молитву совершил более двух рака’атов. После чего он за-претил ему это. Затем тот сказал: «О Абу Мухаммад! Накажет ли Аллах меня за молитву? На что он ответил: «Нет, но Он накажет за противоречие сунне» (ал-Байхаки в «Сунан кубро»).
Также сюда относится и то, когда молящиеся позади имама, приветствуют имама по-сле завершения обязательных молитв, как об этом упомянул шейх Абдус-Салям ибн Барджас. Так как если это было бы узаконено, то непременно до нас дошло бы это от Пророка (ﷺ) и его сподвижников. Однако от сподвижников не передается, что они после завершения обязательных молитв, приветствовали Пророка (ﷺ), несмотря на то, что от сподвижников передается множество хадисов от Пророка (ﷺ) относительно того, что нужно делать во время молитвы и после нее.
Как часто мы сталкиваемся с тем, как в некоторых странах люди после завершения обязательных молитв, обременяют имама своими салямами. Конечно, если подойти к имаму по нужде, или после долгого отсутствия, и поприветствовать его, то нет в этом проблем. Или, например, человек после завершения намаза внезапно столкнулся с имамом, то нет проблем поприветствовать его, так как существуют всеобщие доводы на дозволенность этого. Но что касается того, что после каждого обязательного намаза нужно приветствовать имама, превращая это в поклонение, то это не имеет под собой основы. Такой поступок не был узаконен. Да, шариат узаконил для нас салям и побуждает нас к этому, однако Он не узаконил его именно в этом месте, как действие, совершаемое после завершения каждой обязательной молитвы. Пророк (ﷺ) и его благородные сподвижники больше кого-либо из людей стремились к благу, однако они не совершали подобных действий. И это дает нам понять, что совершаемое сегодня людьми приветствие друг друга рукопожатиями после обязательных молитв является нововведением, которое не является верной дорогой Пророка (ﷺ). Ведь утверждено от Пророка (ﷺ), который говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (См.: "Ахкамус-Салям", стр. 73).
Ибн Хадж, да смилуется над ним Аллах, делая наставление требующему знания, сказал: «Следует ему запрещать тем, которые ввели новшества, как рукопожатие после утренней молитвы, послеполуденной молитвы и после пятничной молитвы. А некоторые даже добавили к этому, делая так после ежедневных пятикратных молитв. Все это является нововведением. Поистине, рукопожатие было узаконено мусульманину во время встречи со своим братом, а не после завершения ежедневных пятикратных молитв. И поэтому все это является нововведением. То, что установил шариат, мы его утверждаем. Посему же запрещают это (рукопожатие после намаза), и удерживают того, кто делает это, так как он пришел с тем, что противоречит Сунне» (См.: "Мадхаль" 2/223).
Ибн Хаджр аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То, что совершают люди, как рукопожатие после ежедневных пятикратных молитв, является порицаемым делом, которое не имеет под собой основы в шариате» (См.: "Ахкаму Салям", стр. 71).
Некоторые ученые указали на то, что рукопожатие после намаза является деянием рафидитов. Да оставит их Аллах без помощи! (См.: "Си'ая" стр. 264).
Следует знать, что ученые, которые постановили, что рукопожатие после намаза является нововведением, основываются на том, что это деяние было внесено после времен Пророка (ﷺ) и первых лучших трех поколении. Ведь Пророк (ﷺ) говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697 и Муслим,1718).
Сказал ибн аль-Маджушуун, что он слышал, как имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто вводит в Ислам новшество, находя ее прекрасным, тем самым заявляет, что Мухаммад (ﷺ) не выполнил свою миссию. Поскольку Всевышний Аллах говорит: "Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию". То, что не было религией тогда, не будет религией сегодня» (аш-Шатыби в «аль-И'тисом» 1/64-65).
То есть то, чего не было при жизни Пророка (ﷺ) и его сподвижников в религии, не будет в религии сегодня.
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд и Убей ибн Ка’б, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Прояв-ление умеренности в Cунне лучше, чем проявление усердия в нововведении» (см.: «аль-Истикома» стр. 149).
Сообщается от Са’ида ибн аль-Мусайяба, что однажды он увидел человека, который после призыва на утреннюю молитву совершил более двух рака’атов. После чего он за-претил ему это. Затем тот сказал: «О Абу Мухаммад! Накажет ли Аллах меня за молитву? На что он ответил: «Нет, но Он накажет за противоречие сунне» (ал-Байхаки в «Сунан кубро»).
Также сюда относится и то, когда молящиеся позади имама, приветствуют имама по-сле завершения обязательных молитв, как об этом упомянул шейх Абдус-Салям ибн Барджас. Так как если это было бы узаконено, то непременно до нас дошло бы это от Пророка (ﷺ) и его сподвижников. Однако от сподвижников не передается, что они после завершения обязательных молитв, приветствовали Пророка (ﷺ), несмотря на то, что от сподвижников передается множество хадисов от Пророка (ﷺ) относительно того, что нужно делать во время молитвы и после нее.
Как часто мы сталкиваемся с тем, как в некоторых странах люди после завершения обязательных молитв, обременяют имама своими салямами. Конечно, если подойти к имаму по нужде, или после долгого отсутствия, и поприветствовать его, то нет в этом проблем. Или, например, человек после завершения намаза внезапно столкнулся с имамом, то нет проблем поприветствовать его, так как существуют всеобщие доводы на дозволенность этого. Но что касается того, что после каждого обязательного намаза нужно приветствовать имама, превращая это в поклонение, то это не имеет под собой основы. Такой поступок не был узаконен. Да, шариат узаконил для нас салям и побуждает нас к этому, однако Он не узаконил его именно в этом месте, как действие, совершаемое после завершения каждой обязательной молитвы. Пророк (ﷺ) и его благородные сподвижники больше кого-либо из людей стремились к благу, однако они не совершали подобных действий. И это дает нам понять, что совершаемое сегодня людьми приветствие друг друга рукопожатиями после обязательных молитв является нововведением, которое не является верной дорогой Пророка (ﷺ). Ведь утверждено от Пророка (ﷺ), который говорил: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (См.: "Ахкамус-Салям", стр. 73).
Отрывок из статьи: «Положение саляма в Исламе» подготовленной Абу Сумаей Казахстани.