________________________
Каково правовое постановление выплаты закята аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами.
Доказательство этому является хадис от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), сказавшего: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са' фиников или ячменя» (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Известно, что закят аль-Фитр в виде одного са' не бывает деньгами, однако са' может быть лишь из еды и прочего из того, что взвешивают посредством объема са'.
Другой аргумент этому служит хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего: «Посланник Аллаха (ﷺ) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия и как пропитание для бедных».
Пророк (ﷺ) сказал: «и как пропитание для бедных». Он не сказал: «и как имущество для бедных».
Ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мухалля» сказал: «Выплата закята аль-Фитра деньгами не засчитывается вовсе».
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Большинство факихов не дозволяли выплачивать закят аль-Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа».
Имам Малик, имам аш-Шафи’ и имам Ахмад (да смилуется над ними Аллах) считали, что не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами. И то, чего они придерживались в этом вопросе, бесспорно, правильно. Это потому, что хадисы указывают на то, что следует давать аль-Фитр едой.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «По мнению большинства ученых, не дозволено выплачивать закят аль-Фитр деньгами. А обязательным является выплачивать его едой, как делали это Пророк (ﷺ) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)» (см.: «Маджму'у фатауа» 14/213).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мнение имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) заключается в том, что закят аль-Фитр выплачивается продуктами питания, а не деньгами. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Ахмада и имама аш-Шафи’, так как Сунна указывает именно на это. Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им и его отцом Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са' фиников или ячменя». Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в размере одного са' из еды, а питались мы в то время финиками, ячменем, изюмом и сушеным творогом»» (см.: «Маджму'у фатауа»18/279).
А те, которые считают дозволенным выплачивать закят аль-Фитр деньгами, приводят в качестве довода недостоверный хадис, который отнюдь не является аргументом. Они ссылаются на следующий недостоверный хадис: «Избавьте нуждающихся от просьб в этот день» (ад-Дарукутни и аль-Байхаки. Имам аль-Альбани назвал хадис недостоверным).
У тех, которые говорят о дозволенности давать аль-Фитр деньгами, нет доказательства, кроме как; приведение ими в качестве аргумента недостоверный хадис; либо фанатическая приверженность мнению имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах); либо отвергание истины посредством лжи; либо они считают тяжелым придерживаться за сунной.
Кто слепо следует за мнением имама Абу Ханифы, не следуя слепо за защищенным от ошибок - Пророком (ﷺ), того мы опровергнем словами самого имама Абу Ханифы.
Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если я скажу что-либо, что будет противоречить Книге Всевышнего Аллаха и сообщению Посланника (ﷺ), то оставьте мои слова» (cм.: аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 50).
Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб» (см.: Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» 1/63 и «Расм аль-Муфти» 1/4, шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 62 и другие).
Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Никому не дозволено принимать наше мнение, пока не узнает, откуда мы их взяли».
В другой версии передается, что он сказал: «Запрещено (харам) тому, кто не знает мой довод, издавать фетву на основании моих слов» (см.: Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» стр. 145, Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» 2/309, Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» 6/293 и «Расм аль-Муфти» стр. 29, 32 и аш-Ша’рани «аль-Мизан» 1/55, передавший второе сообщение).
Напоминание:
Остерегайся, о мусульманин, явиться в Судный День и Твой Господь спросил тебя: Почему ты не давал закят аль-Фитр нуждающимся? Где твой закят аль-Фитр?
Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и не делайте тщетными ваши деяния»?
Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха (ﷺ): «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим). То есть, не будет принятым!
В какое время следует выплачивать закят аль-Фитр?
Закяту аль-Фитр принадлежат два времени: Лучшее время и дозволенное.
А - Лучшее время – это выплата закята аль-Фитра утром в день праздника до праздничной молитвы. Это время является лучшим временем для выплаты аль-Фитра.
Доказательством этому является то, что пришло в «сахихе аль-Бухари, от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения».
Также аргументом этому является хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего: «Посланник Аллаха (ﷺ) велел давать закят (аль-Фитр) в день разговения прежде, чем отправиться на праздничную молитву» (Хадис приводят ат-Тирмизи. Имам аль-Альбани назвал хадис хорошим).
Имам аль-Бухари и Муслим приводит хадис от Ибн ‘Умара, который рассказывал: «Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
В – Дозволенное время – это выплата закята аль-Фитра за день или два до праздничной молитвы, и не раньше.
Доказательством этому является то, что привел имам аль-Бухари от Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), который сказал: «(Люди) выплачивали закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два (до праздничной молитвы). Как поступали так сподвижники Пророка (ﷺ)» (см.: «Маджму'у фатауа» 14/213»).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы. Но лучше дать аль-Фитр в день праздника до праздничной молитвы» (см.: «Маджму'у фатауа» 18/267»).
Поэтому не дозволено давать закят аль-Фитр ни в начале рамадана, ни в середине его, ни за три дня до праздничной молитвы.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) в «аш-Шарх аль-Мумти’» сказал: «Вопрос: Если выплатят закят аль-Фитр на двадцать седьмой день и завершится месяц рамадан, то засчитается ли он?
Ответ: Не засчитается, это подобно тому, кто совершил молитву до наступления ее времени, полагая, что время молитвы настала».
Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы.
Точно также не дозволено выплачивать закят аль-Фитр после праздничной молитвы. Довод этому служит хадис Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), в котором говорится: «Закят того, кто даст его после праздничной молитвы, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь».
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы, согласно словам Ибн ‘Умара, сказавшего: «Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
А в хадисе Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах) передано, что Пророк (ﷺ) сказал: «Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь»» (см.: «Маджму'у фатауа» 18/267»).
Если мусульманин задержался с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы по оправданию, то он выплачивает аль-Фитр, когда устранится его оправдание.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человеку запрещено задерживать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание» (см.: «Маджму'у фатауа уа расаиль» 16\216).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является обязательным. Но если мусульманин забыл дать его, то нет на нем ничего (греха). Кроме как он обязан выплатить его, когда вспомнит, поскольку выплата закята аль-Фитр является обязательным. Согласно наиболее правильному мнению ученых, никому не дозволено сознательно задерживаться с выплатой закята аль-Фитра до времени завершения праздничной молитвы. Так как Посланник Аллаха (ﷺ) повелел мусульманам выплачивать закят аль-Фитр до праздничной молитвы» (см.: «Маджмуъ фатауа» 14/217»).
Какой размер должен выплатить мусульманин для закята аль-Фитр?
Мусульманин обязан выплатить закят аль-Фитр в размере одного са', которым измеряли при жизни Пророка (ﷺ), из продуктов питания, которые являются основными в каком-либо регионе, но не дозволено ему выплачивать меньше, чем один са'.
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Са' Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (см.: «аль-Мулаххас аль-фикхийа», стр.160).
Довод этому служит хадис Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения в размере одного са' из еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками» (Хадис приводит аль-Бухари).
Эти продукты питания, которые были упомянуты в хадисе, были основной пищей жителей Медины в то время. Эти продукты питания были упомянуты в качестве примера, а не для того, чтобы определить еду для выплаты закята аль-Фитр.
Поэтому если основной едой жителей какой-либо местности является рис, или мука, или макароны, или чечевица, или фасоль и прочие продукты пропитания, которые являются ходовыми продуктами у них, то следует выплачивать аль-Фитр этими продуктами.
Был спрошен шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) о размере закята аль-Фитр, на что он ответил следующим образом: «Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са' из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочего из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-Фитр является обязательным для мужчины и женщины, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (ﷺ) (Хадис приводит аль-Бухари, 1503).
Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если аль-Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг» (см.: «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276).
Как точно определить са' Пророка (ﷺ)?
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты хочешь узнать, каким был са' Пророка (ﷺ), то отмерь 2040 гр. (т.е. 2 кг, 40г) хорошей пшеницы, затем помести ее в сосуд, и та мера, которой она достигнет, будет са' Пророка (ﷺ)» (см.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2/599).
Заметка.
Разрешено поручить выдачу закята аль-Фитр другому лицу. То есть, выплачивающий закят аль-Фитр может дать нужную сумму денег другому, чтобы тот в свою очередь купил еду и выплатил закят за него едой.
Заключение
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха также принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника
Использованная литература
1.
«Фатауа ‘Улямаиль-Балядиль-Харам».
2.
«Фатауа аль-Марьатиль-Муслима».
3.
«Фатауа уа танбихат уа насаих» шейха Ибн База.
4.
«аш-Шарх аль-Мумти’» шейха Ибн Усеймина.
5.
«аль-Мулаххас аль-фикъхийа», шейха Салиха аль-Фаузана.
6.
«Закятуль-Фитр» Абу аль-Баро Мухаммада ибн Са’ида, ученика шейха Мухаммада Са’ида Расляна.