О закяте аль-Фитр

Муслим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О закяте аль-Фитр

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

О закяте аль-Фитр


[Обратимся к Пречистой Сунне]

Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и не делайте тщетными ваши деяния»

[Кто полагает, что он является более знающим в вопросе пользы для нуждающихся мусульман, чем Посланник Аллаха (ﷺ), тот показал свое крайне плохое воспитание по отношению к Посланнику Аллаха (ﷺ)]




Подготовил:
Абу Сумая Казахстани

1437х - 2016г.

__________________________________________________
_________________________________________
___________________________


Содержание


Предисловие
Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
Не дозволено мусульманину выплачивать закят тем, кого обязан содержать из числа жен, де-тей и родителей
Мусульманин не обязан выплачивать закят за свою непослушную жену.
Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то от него обязанность выплата аль-Фитра отпадает.

Кому следует выплачивать закят аль-Фитр?
Дозволено выплачивать одному бедняку несколько закятов аль-Фитра или же распределить один аль-Фитр среди нескольких бедняков.
Мусульманин выплачивает закят аль-Фитр за себя и за тех, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей.
Является желательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр даже за плод, находя-щийся в чреве матери.
Мусульманину дозволено выплачивать закят своим родственникам мусульманам.

Каково правовое постановление выплаты закята аль-Фитр деньгами?
Напоминание.
В какое время следует выплачивать закят аль-Фитр?
Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени заверше-ния праздничной молитвы.
Если мусульманин задержался с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения празднич-ной молитвы по оправданию, то он выплачивает аль-Фитр, когда устранится его оправдание.

Какой размер должен выплатить мусульманин для закята аль-Фитр?
Как точно определить са' Пророка (ﷺ)?
Заметка.
Заключение.

Использованная литература.

____________________________________

Муслим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: О закяте аль-Фитр

Сообщение Муслим »

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость


Предисловие
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием.
А затем:
Для всех, кто хочет хорошо совершить свое поклонение Своему Господу, предоставляем это послание, которое относится к разделу «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура аль- Маида,2). В этом послании содержится краткий ответ на пять вопросов, касающихся закята аль-Фитра.
Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр является обязательным для каждого из числа мусульман, будь он раб или свободный, будь он мужчина или женщина, будь это ребенок (или новорожденный) или старый мужчина (или старая женщина).
Доказательством этому является хадис ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), который рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность закят аль-Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, чтобы они выплачивали его в размере одного са’а фиников или ячменя. И повелел выплачивать его до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Не дозволено мусульманину выплачивать закят тем, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей.
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «Не дозволено для тебя выплачивать закят своей жене, поскольку ты обязан расходовать на нее, обеспечивать ее одеждой и жильем» (см.: «Фатауа аль-Ладжнату ад-Даийма» 10/63).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нельзя мусульманину выплачивать закаты своим родителям и своим детям. И он обязан расходовать на них из своего имущества, если они нуждаются в этом, тогда как он способен расходовать на них. А помощь только от Аллаха» (см.: «Фатауа исламия лиль-муснад» 2/89).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) также говорил: «Что касается родителей и прямых родительниц по восходящей линии, и сыновей, дочерей и остальных прямых потомков по нисходящей линии, то мусульманин не выплачивает им закят, даже если они будут бедными. Напротив, он обязан расходовать на них из своего имущества, если у него есть возможность и нет тех, кто их обеспечивает» (см. «Фатауа исламия лиль-муснад» 2/90).

Мусульманин не обязан выплачивать закят за свою непослушную жену.
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «…Если между мужем и его женой возникнет сильный конфликт, в соответствии с которым выносят решение о ее непослушании и лишении ее обеспечения, то не является обязательным ее мужу выплачивать за нее закят аль-Фитр. Поскольку выплата закята аль-Фитр зависит от (обязанности) расходования мужем на свою жену и отпадает по причине снятия (обязанности) этого обеспечения (жены)» (см.: «Фатауа аль-Ладжнату адь-Даийма» 9/367).
Это потому, что не является обязательным расходовать на непослушную жену!
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не является обязательным выплачивать закят за строптивую жену, поскольку мусульманин не обязан на нее расходовать. На основании этого, мусульманин обязан выплатить закят аль-Фитр за тех, кого обязан содержать и на кого обязан расходовать.
Непослушная жена – это та, которая высокомерно относится к своему мужу и ослушается его в том, в чем она обязана ему повиноваться. Или же непослушной женой является та, которая подчиняется своему мужу, однако делает это с отвращением и недовольством. Если муж приказывает ей что-либо (из дозволеного), то она отказывается и задерживается выполнять его, и тому подобное. Это потому, что для нее является обязательным исправно выполнять свои обязанности (и права) перед своим мужем, с радостью и довольством, так же, как и для мужа является обязательным выполнять свои обязанности (и права) перед своей женой»
(см.: «аш-Шарх аль-Мумти’» 2/592).

Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то с него спадает обязанность выплата аль-Фитра.
Но если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то с него спадает обязанность выплата аль-Фитра, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура ат-Тагабун,16). Также согласно словам Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура аль-Бакъара, 286). Также исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура аль-Хадж, 87).
Также это согласно словам Пророка (ﷺ): «Если я повелеваю вам что-либо, то совершайте это по мере своих возможностей». Также в соответствии со словами его, которые он сказал ’Имрану ибн Хусайну (да будет доволен им Аллах): «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то лежа на боку». Передал этот хадис имам аль-Бухари. Имам ан-Насаи, с достоверной цепочкой передачи, добавил к этому: «А если не сможешь, то совершай молитву лежа во всю длину».
Кому следует выплачивать закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр следует выплачивать бедным (нуждающимся) и нищим из числа мусульман, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), который рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия и как пропитание для бедных. Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь» (Хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа).
В категорию бедных входят и нищие мусульмане тоже, поскольку если нищего (аль-факира) и бедного, нуждающегося (аль-мискина) упоминают в одном контексте, то под нищим подразумевается тот, у которого абсолютно нет ничего. А бедный (нуждающийся) означает того, у которого есть что-то, но этого ему не хватает. В подтверждении этому являются слова Всевышнего: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море» (сура аль-Кахф, 79). Всевышний Аллах назвал их бедными, несмотря на то, что у них был корабль, посредством которого они трудились. Если же кого-то из этих категорий будут упоминать отдельно в контексте, то в таком случае бедный (мискин) и нуждающийся (факир) будут нести в себе одно значение, как в вышеприведенном хадисе.
Закят аль-Фитр следует выплачивать лишь нищим и бедным (нуждающимся), и больше никому. И не дозволено распределять его среди восьми категорий, упомянутых в кораническом аяте: «Пожертвования (закяты) предназначены для нищих и бедных (нуждающихся); для тех, кто занимается сбором (закята) и распределением (его); и для тех, чьи сердца хотят обратить (в Ислам); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников» (сура ат-Тауба, 60).
Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тамаме аль-Минна», опровергая автора книги Сейида Сабика, сказавшего: «Закят аль-Фитр распределяют среди восьми категорий, упомянутых в кораническом аяте», сказал: «Нет указаний в Сунне, которая указывает на правомочность этого распределения. Напротив, слова Пророка (ﷺ), которые были переданы Ибн ‘Аббасом: «…(закят аль-Фитр это) как пропитание для бедных», указывают на то, что следует выплачивать закят аль-Фитр лишь бедным (мусульманам). А что касается коранического аята, то под ним подразумевается имущественный закят, а не закят аль-Фитр, так как Всевышний Аллах до этого аята сказал: «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольны». Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия в своей полезной фетве ( 2/81-84). Это же мнение выбрал имам аш-Шаукани в «ас-Сайлюль-джарар» 2/86-87. И поэтому имам Ибн аль-Кайим в «Задуль-ма’ад» сказал: «Из руководства Пророка (ﷺ) является то, что он выделил нуждающихся (мусульман) для закята аль-Фитра»».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сунной является распределить закят аль-Фитр среди бедных (мусульман) своей местности, чтобы избавить бедняков своего города (от просьб в день праздника) и покрыть их нужды, а также Сунной является не отправлять аль-Фитр в другой город» (см.: «Маджмуъ фатауа» 14/213»).

Дозволено выплачивать одному бедняку несколько закятов аль-Фитра или же распределить один аль-Фитр среди нескольких бедняков.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если у человека имеются несколько закятов аль-Фитр за десять мусульман, то дозволено ему дать их одному бедняку (мусульманину).
(Также и наоборот), если у человека имеется один закят аль-Фитр за одного человека, то дозволено ему распределить его среди десяти бедняков. Однако если он выплатит меньше, чем один са', то следует предупредить бедняка, которому отдал меньше одного са', что он получил меньше, чем один са’. Так как есть опасность того, что он может выплатить полученное в качестве закята аль-Фитр за себя, тогда как оно меньше одного са'»
(cм.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2/603).

Мусульманин выплачивает закят аль-Фитр за себя и за тех, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Является обязательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр за себя и за своих домочадцев из числа детей, жен и рабов…
А что касается слуги, которого наняли, то он выплачивает закят аль-Фитр за себя, кроме как если наниматель его добровольно не отдаст за него закят аль-Фитр (проявив этим самым к нему почтение)»
(см.: «Маджму'у фатауа» 14/197).
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «Является обязательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр за себя и за всех, на кого он обязан расходовать. В их число входит и его жена, потому что он обязан на нее расходовать» (см.: «Фатауа аль-Ладжнату адь-Даима» 9/367).

Является желательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр даже за плод, находящийся в чреве матери.

Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «Является желательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр даже за зародыш, находящийся в чреве матери, исходя из действий ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). Но это не является обязательным из-за отсутствия довода на это» (см.: «Фатауа аль-Ладжнату ад-Даима» 9/366).

Мусульманину дозволено выплачивать закят своим родственникам мусульманам.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нет ничего плохого, чтобы мужчина или женщина выплачивали закят своему бедному брату и дяде, своей нуждающейся сестре и тете и всем своим бедным родственникам (из числа мусульман), исходя из обобщенных доказательств. Более того, выплата закята им рассматривается как милостыня (садака) и поддерживание родственных уз, согласно словам Пророка (ﷺ): «Милостыня (садака), которая была дана нуждающимся (мусульманам), рассматривается как садака, а милостыня, данная родственникам (мусульманам), рассматривается как садака и поддерживание родственных связей» (см.: «Фатауа исламия лиль-муснад» 2/90).

Муслим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: О закяте аль-Фитр

Сообщение Муслим »

________________________


Каково правовое постановление выплаты закята аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами.
Доказательство этому является хадис от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), сказавшего: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са' фиников или ячменя» (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Известно, что закят аль-Фитр в виде одного са' не бывает деньгами, однако са' может быть лишь из еды и прочего из того, что взвешивают посредством объема са'.
Другой аргумент этому служит хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего: «Посланник Аллаха (ﷺ) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия и как пропитание для бедных».
Пророк (ﷺ) сказал: «и как пропитание для бедных». Он не сказал: «и как имущество для бедных».
Ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мухалля» сказал: «Выплата закята аль-Фитра деньгами не засчитывается вовсе».
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Большинство факихов не дозволяли выплачивать закят аль-Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа».
Имам Малик, имам аш-Шафи’ и имам Ахмад (да смилуется над ними Аллах) считали, что не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами. И то, чего они придерживались в этом вопросе, бесспорно, правильно. Это потому, что хадисы указывают на то, что следует давать аль-Фитр едой.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «По мнению большинства ученых, не дозволено выплачивать закят аль-Фитр деньгами. А обязательным является выплачивать его едой, как делали это Пророк (ﷺ) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)» (см.: «Маджму'у фатауа» 14/213).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мнение имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) заключается в том, что закят аль-Фитр выплачивается продуктами питания, а не деньгами. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Ахмада и имама аш-Шафи’, так как Сунна указывает именно на это. Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им и его отцом Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са' фиников или ячменя». Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в размере одного са' из еды, а питались мы в то время финиками, ячменем, изюмом и сушеным творогом»» (см.: «Маджму'у фатауа»18/279).
А те, которые считают дозволенным выплачивать закят аль-Фитр деньгами, приводят в качестве довода недостоверный хадис, который отнюдь не является аргументом. Они ссылаются на следующий недостоверный хадис: «Избавьте нуждающихся от просьб в этот день» (ад-Дарукутни и аль-Байхаки. Имам аль-Альбани назвал хадис недостоверным).
У тех, которые говорят о дозволенности давать аль-Фитр деньгами, нет доказательства, кроме как; приведение ими в качестве аргумента недостоверный хадис; либо фанатическая приверженность мнению имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах); либо отвергание истины посредством лжи; либо они считают тяжелым придерживаться за сунной.
Кто слепо следует за мнением имама Абу Ханифы, не следуя слепо за защищенным от ошибок - Пророком (ﷺ), того мы опровергнем словами самого имама Абу Ханифы.
Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если я скажу что-либо, что будет противоречить Книге Всевышнего Аллаха и сообщению Посланника (ﷺ), то оставьте мои слова» (cм.: аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 50).
Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб» (см.: Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» 1/63 и «Расм аль-Муфти» 1/4, шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 62 и другие).
Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Никому не дозволено принимать наше мнение, пока не узнает, откуда мы их взяли».
В другой версии передается, что он сказал: «Запрещено (харам) тому, кто не знает мой довод, издавать фетву на основании моих слов» (см.: Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» стр. 145, Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» 2/309, Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» 6/293 и «Расм аль-Муфти» стр. 29, 32 и аш-Ша’рани «аль-Мизан» 1/55, передавший второе сообщение).

Напоминание:
Остерегайся, о мусульманин, явиться в Судный День и Твой Господь спросил тебя: Почему ты не давал закят аль-Фитр нуждающимся? Где твой закят аль-Фитр?
Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и не делайте тщетными ваши деяния»?
Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха (ﷺ): «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим). То есть, не будет принятым!
В какое время следует выплачивать закят аль-Фитр?
Закяту аль-Фитр принадлежат два времени: Лучшее время и дозволенное.
А - Лучшее время – это выплата закята аль-Фитра утром в день праздника до праздничной молитвы. Это время является лучшим временем для выплаты аль-Фитра.
Доказательством этому является то, что пришло в «сахихе аль-Бухари, от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения».
Также аргументом этому является хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего: «Посланник Аллаха (ﷺ) велел давать закят (аль-Фитр) в день разговения прежде, чем отправиться на праздничную молитву» (Хадис приводят ат-Тирмизи. Имам аль-Альбани назвал хадис хорошим).
Имам аль-Бухари и Муслим приводит хадис от Ибн ‘Умара, который рассказывал: «Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
В – Дозволенное время – это выплата закята аль-Фитра за день или два до праздничной молитвы, и не раньше.
Доказательством этому является то, что привел имам аль-Бухари от Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), который сказал: «(Люди) выплачивали закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два (до праздничной молитвы). Как поступали так сподвижники Пророка (ﷺ)» (см.: «Маджму'у фатауа» 14/213»).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы. Но лучше дать аль-Фитр в день праздника до праздничной молитвы» (см.: «Маджму'у фатауа» 18/267»).
Поэтому не дозволено давать закят аль-Фитр ни в начале рамадана, ни в середине его, ни за три дня до праздничной молитвы.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) в «аш-Шарх аль-Мумти’» сказал: «Вопрос: Если выплатят закят аль-Фитр на двадцать седьмой день и завершится месяц рамадан, то засчитается ли он?
Ответ: Не засчитается, это подобно тому, кто совершил молитву до наступления ее времени, полагая, что время молитвы настала».


Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы.
Точно также не дозволено выплачивать закят аль-Фитр после праздничной молитвы. Довод этому служит хадис Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), в котором говорится: «Закят того, кто даст его после праздничной молитвы, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь».
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы, согласно словам Ибн ‘Умара, сказавшего: «Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
А в хадисе Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах) передано, что Пророк (ﷺ) сказал: «Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь»»
(см.: «Маджму'у фатауа» 18/267»).

Если мусульманин задержался с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы по оправданию, то он выплачивает аль-Фитр, когда устранится его оправдание.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человеку запрещено задерживать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание» (см.: «Маджму'у фатауа уа расаиль» 16\216).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является обязательным. Но если мусульманин забыл дать его, то нет на нем ничего (греха). Кроме как он обязан выплатить его, когда вспомнит, поскольку выплата закята аль-Фитр является обязательным. Согласно наиболее правильному мнению ученых, никому не дозволено сознательно задерживаться с выплатой закята аль-Фитра до времени завершения праздничной молитвы. Так как Посланник Аллаха (ﷺ) повелел мусульманам выплачивать закят аль-Фитр до праздничной молитвы» (см.: «Маджмуъ фатауа» 14/217»).

Какой размер должен выплатить мусульманин для закята аль-Фитр?


Мусульманин обязан выплатить закят аль-Фитр в размере одного са', которым измеряли при жизни Пророка (ﷺ), из продуктов питания, которые являются основными в каком-либо регионе, но не дозволено ему выплачивать меньше, чем один са'.
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Са' Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (см.: «аль-Мулаххас аль-фикхийа», стр.160).
Довод этому служит хадис Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения в размере одного са' из еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками» (Хадис приводит аль-Бухари).
Эти продукты питания, которые были упомянуты в хадисе, были основной пищей жителей Медины в то время. Эти продукты питания были упомянуты в качестве примера, а не для того, чтобы определить еду для выплаты закята аль-Фитр.
Поэтому если основной едой жителей какой-либо местности является рис, или мука, или макароны, или чечевица, или фасоль и прочие продукты пропитания, которые являются ходовыми продуктами у них, то следует выплачивать аль-Фитр этими продуктами.
Был спрошен шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) о размере закята аль-Фитр, на что он ответил следующим образом: «Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са' из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочего из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-Фитр является обязательным для мужчины и женщины, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (ﷺ) (Хадис приводит аль-Бухари, 1503).
Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если аль-Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг»
(см.: «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276).

Как точно определить са' Пророка (ﷺ)?
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты хочешь узнать, каким был са' Пророка (ﷺ), то отмерь 2040 гр. (т.е. 2 кг, 40г) хорошей пшеницы, затем помести ее в сосуд, и та мера, которой она достигнет, будет са' Пророка (ﷺ)» (см.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2/599).

Заметка.
Разрешено поручить выдачу закята аль-Фитр другому лицу. То есть, выплачивающий закят аль-Фитр может дать нужную сумму денег другому, чтобы тот в свою очередь купил еду и выплатил закят за него едой.


Заключение
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха также принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника
Использованная литература


1. «Фатауа ‘Улямаиль-Балядиль-Харам».
2. «Фатауа аль-Марьатиль-Муслима».
3. «Фатауа уа танбихат уа насаих» шейха Ибн База.
4. «аш-Шарх аль-Мумти’» шейха Ибн Усеймина.
5. «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», шейха Салиха аль-Фаузана.
6. «Закятуль-Фитр» Абу аль-Баро Мухаммада ибн Са’ида, ученика шейха Мухаммада Са’ида Расляна.

Ответить

Вернуться в «ЗАКЯТ»