____________________
Порядок развода в Исламе
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Предисловие
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!
А затем:
Поистине, основа в браке – продолжительность супружеского отношения между супругами. И Всевышний Аллах установил множество положений и много этических норм в супружестве для того, чтобы оно длилось и сохранилось. Но далеко не всегда удается супругам или кому-то из них соблюдать эти положения и этики, в результате возникают между ними ссоры и непонимания, что даже не остается места для примирения и совместная жизнь становится невыносимой. Поэтому Всевышний Аллах узаконил постановления и порядки, которые приводят к расторжению брачного союза таким образом, что не попирают права обеих супруг. И в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим именно об этих положениях и порядках, которые должны соблюдать супруги, когда по каким-либо причинам решаются на развод.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
А затем:
Поистине, основа в браке – продолжительность супружеского отношения между супругами. И Всевышний Аллах установил множество положений и много этических норм в супружестве для того, чтобы оно длилось и сохранилось. Но далеко не всегда удается супругам или кому-то из них соблюдать эти положения и этики, в результате возникают между ними ссоры и непонимания, что даже не остается места для примирения и совместная жизнь становится невыносимой. Поэтому Всевышний Аллах узаконил постановления и порядки, которые приводят к расторжению брачного союза таким образом, что не попирают права обеих супруг. И в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим именно об этих положениях и порядках, которые должны соблюдать супруги, когда по каким-либо причинам решаются на развод.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Абу Сумая Казахстани
1437 х. - 2016 г.
1437 х. - 2016 г.
Что такое ‘идда?
‘Идда – это период выжидания установленного срока, по окончании которого разведенные женщины или овдовевшие жены имеют право выходить замуж за другого.
Если у женщин менструация наступает регулярно, то их ‘идда составляет три полных менструальных цикла, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (аль-Бакара, 228).
Если у женщин ранее регулярно приходили менструальные кровотечения, затем навсегда прекратились из-за пожилого возраста или по иной причине, то установленный срок (‘идда) равен трем месяцам.
Установленный срок для девушек, не достигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для совершеннолетних девушек, к которым вообще не приходили месячные, также составляет три месяца. Как сказал Всевышний Аллах: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный срок (‘идда) равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талак,4; см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\550).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок (‘идда) продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют право выходить замуж после рождения новорожденного, о чем сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (ат-Талак,4).
Если мужчина скончается и оставит после себя овдовевшую жену, то она обязана выжидать четыре месяца и десять дней, независимо от того, была ли между ними половая близость или нет, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (аль-Бакара, 234).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, относительно этого аята сказал: «Это постановление распространяется как на жен, с которыми покойный муж имел половую связь, так и на женщин, с которыми покойный муж ни разу не вступал в половую близость, причем мусульманские богословы-ученые единодушны по этому поводу» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 1\418).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Выжидать упомянутый срок предписано всем вдовам, кроме беременных женщин, которые должны выжидать до окончания беременности, и рабынь, которые должны выжидать половину срока, установленного для свободных женщин, которая составляет два месяца и пять дней» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 1\135).
Таким образом, у беременных вдов срок ‘идды длится до тех пор, пока они не разрешатся от бремени, даже если они родят сразу после смерти своего мужа!
Важное примечание:
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В третьей стадии развития плод в утробе матери превращается в кусочек мяса, похожий на нечто разжеванное, и этот кусочек мяса может быть сформировавшимся, а иногда он остается несформировавшимся, исходя из аятов Корана, о чем сказал Всевышний Аллах: «потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» (аль-Хадж,5).
Однако какие же вопросы вытекают из того, когда кусочек мясо сформировался или не сформировался?
Ответ: Отсюда вытекают следующие вопросы:
А – Если этот кусочек мяса выпадет несформировавшимся, то эта кровь не будет считаться кровью, которая выходит после родов, а будет она считаться кровью, которая выходит по причине болезни (даму фасад).
Б – Если этот кусочек выпадет прежде формирования человеческого телосложения в то время, когда женщина выжидала свою ‘идду, то этим самым ее ‘идда не завершается, поскольку, чтобы завершилась ‘идда, должно сформироваться зачатие. Для установления нифаса необходимо, чтобы было зачатие сформировавшимся, ибо до сформирования (человеческого телосложения), возможно, это будет кусочком мяса и все, а не человеком. Поэтому мы не устанавливаем эти постановления, кроме как с убеждением, что стало очевидным в нем человеческое творение» (см.: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.73).
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Однако не имеется в виду, что ‘идда любой беременности завершается по причине разрешения от бремени, а подразумевается то, когда в зачатие сформировалось человеческое телосложение. Поэтому если выпадет кусочек мяса, в котором не проявилось телосложение, то этим ‘идда (женщины) не завершается» (см.: «аль-Мулаххас аль-фикхийа» стр.481).
Что касается той женщины без вести пропавшего мужа, о котором ничего неизвестно, жив ли он или нет, то Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Правильным является то, что женщина без вести пропавшего мужа ждет (его) четыре года, после этого выжидает ‘идду четыре месяца и десять дней, как выжидают овдовевшие жены, затем ей дозволено выходить замуж за другого мужчину, и она будет считаться его женой как явно, так и тайно. Но если объявится ее пропавший муж, то он может выбрать между тем, чтобы потребовать возврата жены, и тем, чтобы она продолжила супружескую жизнь со вторым и вернула ему (объявившему мужу) подарок, который он подарил ей в качества брачного дара (махра). Это независимо от того, был ли между ней и ее вторым мужем половой акт или нет! Таков мазхаб ‘Умара и других сподвижников Пророка (ﷺ), и это также является мазхабом имама Ахмада» (см.: «Маджму’ Фатауа» 10\377-381).
Если у женщин менструация наступает регулярно, то их ‘идда составляет три полных менструальных цикла, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (аль-Бакара, 228).
Если у женщин ранее регулярно приходили менструальные кровотечения, затем навсегда прекратились из-за пожилого возраста или по иной причине, то установленный срок (‘идда) равен трем месяцам.
Установленный срок для девушек, не достигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для совершеннолетних девушек, к которым вообще не приходили месячные, также составляет три месяца. Как сказал Всевышний Аллах: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный срок (‘идда) равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талак,4; см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\550).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок (‘идда) продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют право выходить замуж после рождения новорожденного, о чем сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (ат-Талак,4).
Если мужчина скончается и оставит после себя овдовевшую жену, то она обязана выжидать четыре месяца и десять дней, независимо от того, была ли между ними половая близость или нет, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» (аль-Бакара, 234).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, относительно этого аята сказал: «Это постановление распространяется как на жен, с которыми покойный муж имел половую связь, так и на женщин, с которыми покойный муж ни разу не вступал в половую близость, причем мусульманские богословы-ученые единодушны по этому поводу» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 1\418).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Выжидать упомянутый срок предписано всем вдовам, кроме беременных женщин, которые должны выжидать до окончания беременности, и рабынь, которые должны выжидать половину срока, установленного для свободных женщин, которая составляет два месяца и пять дней» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 1\135).
Таким образом, у беременных вдов срок ‘идды длится до тех пор, пока они не разрешатся от бремени, даже если они родят сразу после смерти своего мужа!
Важное примечание:
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В третьей стадии развития плод в утробе матери превращается в кусочек мяса, похожий на нечто разжеванное, и этот кусочек мяса может быть сформировавшимся, а иногда он остается несформировавшимся, исходя из аятов Корана, о чем сказал Всевышний Аллах: «потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» (аль-Хадж,5).
Однако какие же вопросы вытекают из того, когда кусочек мясо сформировался или не сформировался?
Ответ: Отсюда вытекают следующие вопросы:
А – Если этот кусочек мяса выпадет несформировавшимся, то эта кровь не будет считаться кровью, которая выходит после родов, а будет она считаться кровью, которая выходит по причине болезни (даму фасад).
Б – Если этот кусочек выпадет прежде формирования человеческого телосложения в то время, когда женщина выжидала свою ‘идду, то этим самым ее ‘идда не завершается, поскольку, чтобы завершилась ‘идда, должно сформироваться зачатие. Для установления нифаса необходимо, чтобы было зачатие сформировавшимся, ибо до сформирования (человеческого телосложения), возможно, это будет кусочком мяса и все, а не человеком. Поэтому мы не устанавливаем эти постановления, кроме как с убеждением, что стало очевидным в нем человеческое творение» (см.: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.73).
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Однако не имеется в виду, что ‘идда любой беременности завершается по причине разрешения от бремени, а подразумевается то, когда в зачатие сформировалось человеческое телосложение. Поэтому если выпадет кусочек мяса, в котором не проявилось телосложение, то этим ‘идда (женщины) не завершается» (см.: «аль-Мулаххас аль-фикхийа» стр.481).
Что касается той женщины без вести пропавшего мужа, о котором ничего неизвестно, жив ли он или нет, то Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Правильным является то, что женщина без вести пропавшего мужа ждет (его) четыре года, после этого выжидает ‘идду четыре месяца и десять дней, как выжидают овдовевшие жены, затем ей дозволено выходить замуж за другого мужчину, и она будет считаться его женой как явно, так и тайно. Но если объявится ее пропавший муж, то он может выбрать между тем, чтобы потребовать возврата жены, и тем, чтобы она продолжила супружескую жизнь со вторым и вернула ему (объявившему мужу) подарок, который он подарил ей в качества брачного дара (махра). Это независимо от того, был ли между ней и ее вторым мужем половой акт или нет! Таков мазхаб ‘Умара и других сподвижников Пророка (ﷺ), и это также является мазхабом имама Ахмада» (см.: «Маджму’ Фатауа» 10\377-381).
Как следует разводиться по Сунне?
Развод в соответствии с Сунной: во время чистоты жены от менструаций (хайда) или послеродовых кровотечений (нифаса); без вступления мужа с ней в близость после очищения от последней менструации (или послеродового кровотечения); однократный развод; при присутствии двух благочестивых мусульман.
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Развод согласно Сунне – это когда (муж) разводит свою жену в то время, когда она очистится (от хайда или нифаса), при этом не вступает в половую близость и призывает двух свидетелей» (см.: «Фатхуль-Бари» 9\258).
Доводы на то, что следует разводиться тогда, когда жены очистятся (от хайда или нифаса), не вступая, при этом, с ними в половой акт:
О мужья! Вы должны помнить, что развод нельзя объявлять в любое время, когда вам заблагорассудится, а для развода есть свое установленное время.
Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь к началу их установленного срока (‘идды)» (ат-Талак,1).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, относительно этого аята сказал: «То есть разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (аль-Бейхаки 7\532).
Тоже самое говорили Ибн ‘Умар, ‘Ата, Муджахид, аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин и другие.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, относительно вышеприведенного аята сказал: «Пусть человек не разводится со своей женой в то время, когда у нее месячные, и не разводится с ней тогда, когда она в положении чистоты (от хайда или нифаса), в которой он вступал с ней в половую близость. Однако пусть подождет, пока месячные у нее не начнутся снова и пока она не очистится от них. Если у нее месячные начнутся и она от них очистится, то ее муж может дать ей однократный развод» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Нафи’ рассказывал: «Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайда), то (отец его) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха (ﷺ) об этом. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) сильно рассердился из-за этого, и сказал ‘Умару: «Прикажи ему (сыну своему) вернуть ее и удержать ее, пока она не очистится от хайда и не начнется у нее новый цикл. А затем после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней. С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (аль-Бухари 5252; Муслим 1471).
В некоторых версиях хадиса было сказано: «Прикажи ему (сыну своему) вернуть ее, затем пусть разведет ее тогда, когда она будет в положении чистоты (от хайда или нифаса) или в состоянии беременности» (Ахмад, Муслим и др. см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 17).
Важное примечание:
Муж имеет право разводиться со своими женами в любое время, когда пожелает, если они являются беременными, или несовершеннолетними, у которых менструации пока еще не начались, или являются из числа тех, у которых навсегда прекратились месячные, или теми, с которым муж ни разу не вступал в половую близость после брачного союза.
Этим четырем категориям муж имеет право объявлять развод в любое время, когда захочет.
Те разведенные жены, с которыми муж ни разу не имел половой акт после бракосочетания, не должны выжидать ‘идду. И они могут выйти замуж сразу после того, как получат развод. Муж после объявления о разводе с ними не имеет право вернуть их, если только не заключит с ними новый брак при обоюдном согласии со всеми необходимыми условиями и столпами бракосочетания (никаха).
Что касается беременных и тех, у которых навсегда прекратились месячные или у которых менструации пока еще не начались, то они обязаны выжидать ‘идду. С момента объявления развода для беременных женщин начинается период выжидания (‘идды), в течение которого они не могут выйти замуж за другого мужчину, и длится до рождения ребенка.
Что касается ‘идды тех разведенных жен, у которых менструации пока еще не начались, или у которых навсегда прекратились месячные, то ‘идда их начитается со дня развода и продолжается три полных месяца. (см.: «Шарх аль-Мумти’» 5\479).
Доводы на то, что следует давать однократный развод:
Во время развода мужу не дозволено давать сразу более одного раза, говоря: «Ты - разведена два раза», или: «Ты - разведена три раза», или: «Ты - разведена, ты - разведена, ты - разведена». Повторять трижды «ты – разведена» запрещено. Также ему не дозволено объявлять развод жене во второй раз или в третий раз в течение ее ‘идды.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал: «Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: «Верни свою жену!». Тогда тот сказал: «Поистине, я дал ей развод трижды». Пророк (ﷺ) сказал: «Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196; аль-Хаким 3817; аль-Байхаки 14763); Абдур-Разак 11334; Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахихе Сунан Абу Дауд»).
А в другой версии хадиса говорится: «Абу Рукана дал развод своей жене три раза в одном заседании, после чего сильно расстроился. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: «Поистине, этот развод считается за один» (Ахмад 2387; аль-Байхаки 14764; и др.).
Передают, что когда к ‘Умару приводили того, кто давал развод женам троекратно, то он побивал его. (Абу Шейба 4\92).
Того, кто дал развод жене сразу более одного раза, развод рассматривается как однократный, по наиболее правильному мнению!
Доказательства на то, что во время развода следует призвать двух благочестивых свидетелей-мусульман:
Всевышний Аллах сказал: «Если они (жены) приблизятся к завершению установленного срока (‘идды), то возвратите их по-хорошему или же отпустите по-доброму. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (ат-Талак, 2).
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, относительно этого аята сказал: «Призовите свидетелями двух благочестивых мусульман во время возврата и развода (жены)» (см.: «ат-Табари» 28\88).
'Ато, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Бракосочетание, развод и возврат происходят при свидетелях» (ас-Суютый в «ад-Дурр аль-Мансур» 6/232; аль-Джассас в «Ахкам аль-Куран» 3/456).
Также ас-Судий, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» при разводе и возврате» (см.: «ат-Табари»; см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 81).
Также аль-Байхаки передал хадис, что однажды ‘Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который вернул свою супругу без свидетелей. ‘Имран, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он вернул ее не по Сунне, так пусть призовет свидетелей сейчас» (аль-Байхаки 14966).
А в другой версии хадиса, которую привел ат-Табарани, была добавлена: «...и пусть попросит прощение у Аллаха» (ат-Табарани 420).
Шейх Ибн `Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это указывает на то, что ‘Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, считал, что наличие свидетелей во время возврата является обязательным, и человек совершает грех по причине оставления этого» (см.: «Шарх булюг аль-Марам» 4\472).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто призвал двух (благочестивых) свидетелей-мусульман во время развода (жены), тот развелся в соответствии с тем, как это было ему приказано, так же, как и тот, кто возвратил жену (до полного истечения установленного срока, ‘идды). А кто не поступил таким образом, тот преступил границы Аллаха, которые Он установил для него и это дело является недействительным, за которым не следует никакое последствие» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 80-81).
Также Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не вступает в силу любой развод, кроме как в присутствии двух благочестивых свидетелей-мусульман, слышащих и понимающих» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 90).
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Развод согласно Сунне – это когда (муж) разводит свою жену в то время, когда она очистится (от хайда или нифаса), при этом не вступает в половую близость и призывает двух свидетелей» (см.: «Фатхуль-Бари» 9\258).
Доводы на то, что следует разводиться тогда, когда жены очистятся (от хайда или нифаса), не вступая, при этом, с ними в половой акт:
О мужья! Вы должны помнить, что развод нельзя объявлять в любое время, когда вам заблагорассудится, а для развода есть свое установленное время.
Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь к началу их установленного срока (‘идды)» (ат-Талак,1).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, относительно этого аята сказал: «То есть разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (аль-Бейхаки 7\532).
Тоже самое говорили Ибн ‘Умар, ‘Ата, Муджахид, аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин и другие.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, относительно вышеприведенного аята сказал: «Пусть человек не разводится со своей женой в то время, когда у нее месячные, и не разводится с ней тогда, когда она в положении чистоты (от хайда или нифаса), в которой он вступал с ней в половую близость. Однако пусть подождет, пока месячные у нее не начнутся снова и пока она не очистится от них. Если у нее месячные начнутся и она от них очистится, то ее муж может дать ей однократный развод» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Нафи’ рассказывал: «Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайда), то (отец его) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха (ﷺ) об этом. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) сильно рассердился из-за этого, и сказал ‘Умару: «Прикажи ему (сыну своему) вернуть ее и удержать ее, пока она не очистится от хайда и не начнется у нее новый цикл. А затем после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней. С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (аль-Бухари 5252; Муслим 1471).
В некоторых версиях хадиса было сказано: «Прикажи ему (сыну своему) вернуть ее, затем пусть разведет ее тогда, когда она будет в положении чистоты (от хайда или нифаса) или в состоянии беременности» (Ахмад, Муслим и др. см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 17).
Важное примечание:
Муж имеет право разводиться со своими женами в любое время, когда пожелает, если они являются беременными, или несовершеннолетними, у которых менструации пока еще не начались, или являются из числа тех, у которых навсегда прекратились месячные, или теми, с которым муж ни разу не вступал в половую близость после брачного союза.
Этим четырем категориям муж имеет право объявлять развод в любое время, когда захочет.
Те разведенные жены, с которыми муж ни разу не имел половой акт после бракосочетания, не должны выжидать ‘идду. И они могут выйти замуж сразу после того, как получат развод. Муж после объявления о разводе с ними не имеет право вернуть их, если только не заключит с ними новый брак при обоюдном согласии со всеми необходимыми условиями и столпами бракосочетания (никаха).
Что касается беременных и тех, у которых навсегда прекратились месячные или у которых менструации пока еще не начались, то они обязаны выжидать ‘идду. С момента объявления развода для беременных женщин начинается период выжидания (‘идды), в течение которого они не могут выйти замуж за другого мужчину, и длится до рождения ребенка.
Что касается ‘идды тех разведенных жен, у которых менструации пока еще не начались, или у которых навсегда прекратились месячные, то ‘идда их начитается со дня развода и продолжается три полных месяца. (см.: «Шарх аль-Мумти’» 5\479).
Доводы на то, что следует давать однократный развод:
Во время развода мужу не дозволено давать сразу более одного раза, говоря: «Ты - разведена два раза», или: «Ты - разведена три раза», или: «Ты - разведена, ты - разведена, ты - разведена». Повторять трижды «ты – разведена» запрещено. Также ему не дозволено объявлять развод жене во второй раз или в третий раз в течение ее ‘идды.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал: «Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: «Верни свою жену!». Тогда тот сказал: «Поистине, я дал ей развод трижды». Пророк (ﷺ) сказал: «Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196; аль-Хаким 3817; аль-Байхаки 14763); Абдур-Разак 11334; Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахихе Сунан Абу Дауд»).
А в другой версии хадиса говорится: «Абу Рукана дал развод своей жене три раза в одном заседании, после чего сильно расстроился. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: «Поистине, этот развод считается за один» (Ахмад 2387; аль-Байхаки 14764; и др.).
Передают, что когда к ‘Умару приводили того, кто давал развод женам троекратно, то он побивал его. (Абу Шейба 4\92).
Того, кто дал развод жене сразу более одного раза, развод рассматривается как однократный, по наиболее правильному мнению!
Доказательства на то, что во время развода следует призвать двух благочестивых свидетелей-мусульман:
Всевышний Аллах сказал: «Если они (жены) приблизятся к завершению установленного срока (‘идды), то возвратите их по-хорошему или же отпустите по-доброму. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (ат-Талак, 2).
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, относительно этого аята сказал: «Призовите свидетелями двух благочестивых мусульман во время возврата и развода (жены)» (см.: «ат-Табари» 28\88).
'Ато, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Бракосочетание, развод и возврат происходят при свидетелях» (ас-Суютый в «ад-Дурр аль-Мансур» 6/232; аль-Джассас в «Ахкам аль-Куран» 3/456).
Также ас-Судий, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» при разводе и возврате» (см.: «ат-Табари»; см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 81).
Также аль-Байхаки передал хадис, что однажды ‘Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который вернул свою супругу без свидетелей. ‘Имран, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он вернул ее не по Сунне, так пусть призовет свидетелей сейчас» (аль-Байхаки 14966).
А в другой версии хадиса, которую привел ат-Табарани, была добавлена: «...и пусть попросит прощение у Аллаха» (ат-Табарани 420).
Шейх Ибн `Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это указывает на то, что ‘Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, считал, что наличие свидетелей во время возврата является обязательным, и человек совершает грех по причине оставления этого» (см.: «Шарх булюг аль-Марам» 4\472).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто призвал двух (благочестивых) свидетелей-мусульман во время развода (жены), тот развелся в соответствии с тем, как это было ему приказано, так же, как и тот, кто возвратил жену (до полного истечения установленного срока, ‘идды). А кто не поступил таким образом, тот преступил границы Аллаха, которые Он установил для него и это дело является недействительным, за которым не следует никакое последствие» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 80-81).
Также Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не вступает в силу любой развод, кроме как в присутствии двух благочестивых свидетелей-мусульман, слышащих и понимающих» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 90).
Об ошибочном суждении многих мусульман касательно трехкратного развода
Многие мусульмане слышали о том, что развод в Исламе дается лишь три раза, но не понимают смысл этого предписания. Поэтому ошибочно полагают, что после первого развода муж обязательно должен дать развод жене во второй раз и в третий в течение ее ‘идды, другие же считают, что после первого развода муж должен вернуть жену в период выжидания ее ‘идды, чтобы потом развестись с ней во второй раз, а потом в третий раз.
Если муж вообще не хочет жить с женой супружеской жизнью, то ему просто не следует возвращать жену до истечения ее ‘идды, так как после завершения ‘идды она может выходить замуж за любого мусульманина, если она после завершения ее ‘идды не захочет вновь заключить брачный союз со своим предыдущим мужем.
Есть среди мужей, кому неизвестно то, что он может вернуть свою жену при свидетелях в течение ее выжидания ‘идды, либо после истечения установленного срока (‘идды) супруги могут при обоюдном согласии повторно сочетаться браком с соблюдением всех условий и столпов бракосочетания (никаха).
Если после первого развода муж вернет свою жену до полного истечения установленного срока (‘идды), или же после завершения ‘идды он заключит с ней никах, после чего муж по какой-то причине снова разведет ее, то этот развод его будет считаться вторым по счету, так как предыдущий развод не аннулируется. После второго развода ему также разрешается вернуть жену до окончания ее ‘идды, или после завершения ее ‘идды заключить с ней брак, разумеется, если она согласится, так как в отличие от третьего развода, у них остается шанс сойтись снова, заключив новый брак.
Но если они опять заживут семейной жизнью и муж по какой-то причине снова объявит ей развод, то после этого третьего развода он не имеет право возвратить жену или жениться на ней.
В этом и заключается смысл слов Всевышнего Аллаха: «Развод допускается дважды, после чего надо либо возвратить жену по-хорошему, либо отпустить ее по-доброму» (аль-Бакара, 229).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, относительно этого аята сказал: «Смысл этого аята очевиден: Развод допускается дважды, и в каждом разводе (муж) может либо вернуть жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпустить ее по-доброму (после истечения ее ‘идды). После первого развода (который он объявил согласно шариату) он может выбрать между тем, чтобы вернуть жену, удержать ее и жить с ней по-доброму, и тем, чтобы жена продолжала выжидать свою ‘идду, не возвращая ее, пока не истечет установленный срок (‘идда). Если же муж вернет ее до истечения ее ‘идды или же женится на ней во второй раз после окончания ее ‘идды, затем после этого между ними опять возникнет спор, после которого он захочет с ней развестись, и он даст ей развод, то положение второго развода подобно первому: т.е. (муж) может либо вернуть жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпустить ее по-доброму (после истечения ее ‘идды). Но если он после второго развода снова заживет с ней семейной жизнью по причине возврата ее (до окончания ее ‘идды) или брака (после завершения ее ‘идды), то у него после этого остается только лишь последний развод. (Сказал Всевышний Аллах) «Если он (муж) объявит развод своей жене в третий раз, то ему не дозволенно жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (аль-Бакара, 230). Он (после этого третьего развода) не имеет право вернуть ее во время ее ‘идды, и не дозволено ему женится на ней, кроме как после того, как она (с чистым намерением и по своему желанию) заключит законный брачный союз с другим мужчиной (и вступит с ним в половую близость), затем тот разведется с ней. (Всевышний Аллах сказал) «И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха» (аль-Бакара, 230)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 22-23).
Также шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, относительно аята «Развод допускается дважды, после чего надо либо возвратить жену по-хорошему, либо отпустить ее по-доброму» сказал: «Смысл этого аята заключается в том, что в каждом разе из двух разводов муж придерживается одного из двух действий: либо возвращает жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпускает ее по-доброму (после истечения ее ‘идды)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 23).
Если муж вообще не хочет жить с женой супружеской жизнью, то ему просто не следует возвращать жену до истечения ее ‘идды, так как после завершения ‘идды она может выходить замуж за любого мусульманина, если она после завершения ее ‘идды не захочет вновь заключить брачный союз со своим предыдущим мужем.
Есть среди мужей, кому неизвестно то, что он может вернуть свою жену при свидетелях в течение ее выжидания ‘идды, либо после истечения установленного срока (‘идды) супруги могут при обоюдном согласии повторно сочетаться браком с соблюдением всех условий и столпов бракосочетания (никаха).
Если после первого развода муж вернет свою жену до полного истечения установленного срока (‘идды), или же после завершения ‘идды он заключит с ней никах, после чего муж по какой-то причине снова разведет ее, то этот развод его будет считаться вторым по счету, так как предыдущий развод не аннулируется. После второго развода ему также разрешается вернуть жену до окончания ее ‘идды, или после завершения ее ‘идды заключить с ней брак, разумеется, если она согласится, так как в отличие от третьего развода, у них остается шанс сойтись снова, заключив новый брак.
Но если они опять заживут семейной жизнью и муж по какой-то причине снова объявит ей развод, то после этого третьего развода он не имеет право возвратить жену или жениться на ней.
В этом и заключается смысл слов Всевышнего Аллаха: «Развод допускается дважды, после чего надо либо возвратить жену по-хорошему, либо отпустить ее по-доброму» (аль-Бакара, 229).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, относительно этого аята сказал: «Смысл этого аята очевиден: Развод допускается дважды, и в каждом разводе (муж) может либо вернуть жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпустить ее по-доброму (после истечения ее ‘идды). После первого развода (который он объявил согласно шариату) он может выбрать между тем, чтобы вернуть жену, удержать ее и жить с ней по-доброму, и тем, чтобы жена продолжала выжидать свою ‘идду, не возвращая ее, пока не истечет установленный срок (‘идда). Если же муж вернет ее до истечения ее ‘идды или же женится на ней во второй раз после окончания ее ‘идды, затем после этого между ними опять возникнет спор, после которого он захочет с ней развестись, и он даст ей развод, то положение второго развода подобно первому: т.е. (муж) может либо вернуть жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпустить ее по-доброму (после истечения ее ‘идды). Но если он после второго развода снова заживет с ней семейной жизнью по причине возврата ее (до окончания ее ‘идды) или брака (после завершения ее ‘идды), то у него после этого остается только лишь последний развод. (Сказал Всевышний Аллах) «Если он (муж) объявит развод своей жене в третий раз, то ему не дозволенно жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (аль-Бакара, 230). Он (после этого третьего развода) не имеет право вернуть ее во время ее ‘идды, и не дозволено ему женится на ней, кроме как после того, как она (с чистым намерением и по своему желанию) заключит законный брачный союз с другим мужчиной (и вступит с ним в половую близость), затем тот разведется с ней. (Всевышний Аллах сказал) «И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха» (аль-Бакара, 230)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 22-23).
Также шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, относительно аята «Развод допускается дважды, после чего надо либо возвратить жену по-хорошему, либо отпустить ее по-доброму» сказал: «Смысл этого аята заключается в том, что в каждом разе из двух разводов муж придерживается одного из двух действий: либо возвращает жену по-хорошему (до завершения ее ‘идды), либо отпускает ее по-доброму (после истечения ее ‘идды)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 23).
О том, что муж имеет право вернуть свою разведенную жену в течение ее ‘идды
Муж имеет право вернуть свою жену в период ее выжидания срока (‘идды), если это был первый развод или второй, причем согласия жены или ее опекуна здесь не требуется, как и не требуется заключения нового брака и выплаты махра (брачного дара).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «До истечения установленного срока (‘идды) муж имеет право вернуть жену, даже если она против этого, так как возврат (жены во время ее выжидания ‘идды) был установлен, исходя из обобщенных слов Всевышнего Аллаха: «Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения» (аль-Бакара, 228). Всевышний Аллах не обусловил согласие жены» (см.: «Шарх аль-Мумти’» 5\550).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «У женщины, выжидающей свою ‘идду, нет выбора в возвращении к супружеству. И она не имеет право самостоятельно вернуться к своему мужу, если он против этого. Также она не имеет право противиться в возврате к своему мужу, если он пожелает ее вернуть. За исключением того, если ее муж хочет вернуть ее для того, чтобы причинить ей вред, то в этом случае ей следует обратиться с этим к (шариатскому) судье. Если же будет доказано, что муж ее желает навредить ей, то судья выносит решение в пользу нее, огласив о недействительности этого возврата (жены)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 46).
Важное примечание:
Женщине запрещено свататься или предлагать себя в жены, если она после развода выжидает свою ‘идду, в течение которой муж имеет право вернуть ее, так же, как и не дозволено мужчинам свататься к такой женщине или намекать ей о замужестве!
Когда жена получает развод от своего мужа, то она выжидает свою ‘идду в доме своего мужа.
Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них» (ат-Талак,1).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «То есть (потому что) в течение установленного срока (‘идды) муж обязан обеспечивать жен жильем, пока они выжидают ‘идду. И муж не имеет право выгонять их и женам также не дозволено уходит из дома мужа» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята сказал: «Не выгоняйте их из своих домов в течение установленного срока (‘идда), напротив, (до его истечения) жена должна оставаться в доме своего мужа. (Всевышний Аллах сказал) «и пусть они не выходят из них», то есть, не дозволено женам покидать этот дом. Аллах запретил выгонять жен из их домов, потому что обеспечение жены жильем входит в обязанности мужа и она имеет право жить в его доме, пока не истечет установленный срок (‘идда). Аллах также запретил женам выходить из дома, потому что этим поступком жена попирает права своего мужа и посягает на его честь. Оба этих запрета остаются действительными вплоть до окончания установленного срока (‘идда)» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Поэтому если муж объявил жене первый развод или второй, то она должна выжидать свою ‘идду в доме своего мужа, ибо ее пребывание в доме ее мужа больше всего способствует тому, что муж впоследствии может ее вернуть. В эти периоды она может, как прежде, украшаться перед ним, умащаться благовониями для него, оставаться наедине с ним, подшучивать над ним и совершать все то, что дозволено во взаимоотношениях с мужем, за исключением совокупления. Муж как прежде обязан обеспечивать жену, пока не истечет установленный срок (‘идда).
Все это относится к женам, разведенным неокончательно, когда у мужа есть еще право вернуть их до истечения срока (‘идды).
Мужу запрещено выгонять свою разведенную жену, когда она выжидает свою ‘идду, кроме одного случая, а это, как сказал Всевышний Аллах: «…если только они (жены) не совершат явную мерзость» (ат-Талак, 1).
Явная мерзость включает в себя прелюбодеяние, о чем говорили Ибн Мас'уд, Ибн ‘Аббас, Са’ид ибн аль-Мусейиб, аш-Ша'би, Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, Муджахид, 'Икрима и другие. Также явная мерзость совершается в виде непокорности жены, оскорбления в адрес семьи мужа и причинения им страдания своими словами и поступками. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, 'Икрима и другие. (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании предыдущего аята писал: «Если же разведенная жена станет совершать отвратительные поступки, то мужу позволяется выгнать ее из дома, потому что в противном случае она может причинить его обитателям зло своими оскорблениями и злодеяниями. Если подобное происходит, то жена сама провоцирует мужа выгнать ее из дома. Предоставляя разведенной жене кров, муж пытается утешить ее и сделать для нее доброе дело, и если в ответ она начинает бесчинствовать, то причиняет вред самой себе. Все это относится к женам, разведенным неокончательно, когда муж еще может возвратить их до истечения срока.
Что же касается жен, разведенных окончательно, то муж не обязан предоставлять ей кров, потому что кров и жилье являются частью материальной обязанности мужа перед женой, а муж обязан материально обеспечивать только ту жену, которую еще может вернуть» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «До истечения установленного срока (‘идды) муж имеет право вернуть жену, даже если она против этого, так как возврат (жены во время ее выжидания ‘идды) был установлен, исходя из обобщенных слов Всевышнего Аллаха: «Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения» (аль-Бакара, 228). Всевышний Аллах не обусловил согласие жены» (см.: «Шарх аль-Мумти’» 5\550).
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «У женщины, выжидающей свою ‘идду, нет выбора в возвращении к супружеству. И она не имеет право самостоятельно вернуться к своему мужу, если он против этого. Также она не имеет право противиться в возврате к своему мужу, если он пожелает ее вернуть. За исключением того, если ее муж хочет вернуть ее для того, чтобы причинить ей вред, то в этом случае ей следует обратиться с этим к (шариатскому) судье. Если же будет доказано, что муж ее желает навредить ей, то судья выносит решение в пользу нее, огласив о недействительности этого возврата (жены)» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 46).
Важное примечание:
Женщине запрещено свататься или предлагать себя в жены, если она после развода выжидает свою ‘идду, в течение которой муж имеет право вернуть ее, так же, как и не дозволено мужчинам свататься к такой женщине или намекать ей о замужестве!
Когда жена получает развод от своего мужа, то она выжидает свою ‘идду в доме своего мужа.
Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них» (ат-Талак,1).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «То есть (потому что) в течение установленного срока (‘идды) муж обязан обеспечивать жен жильем, пока они выжидают ‘идду. И муж не имеет право выгонять их и женам также не дозволено уходит из дома мужа» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята сказал: «Не выгоняйте их из своих домов в течение установленного срока (‘идда), напротив, (до его истечения) жена должна оставаться в доме своего мужа. (Всевышний Аллах сказал) «и пусть они не выходят из них», то есть, не дозволено женам покидать этот дом. Аллах запретил выгонять жен из их домов, потому что обеспечение жены жильем входит в обязанности мужа и она имеет право жить в его доме, пока не истечет установленный срок (‘идда). Аллах также запретил женам выходить из дома, потому что этим поступком жена попирает права своего мужа и посягает на его честь. Оба этих запрета остаются действительными вплоть до окончания установленного срока (‘идда)» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Поэтому если муж объявил жене первый развод или второй, то она должна выжидать свою ‘идду в доме своего мужа, ибо ее пребывание в доме ее мужа больше всего способствует тому, что муж впоследствии может ее вернуть. В эти периоды она может, как прежде, украшаться перед ним, умащаться благовониями для него, оставаться наедине с ним, подшучивать над ним и совершать все то, что дозволено во взаимоотношениях с мужем, за исключением совокупления. Муж как прежде обязан обеспечивать жену, пока не истечет установленный срок (‘идда).
Все это относится к женам, разведенным неокончательно, когда у мужа есть еще право вернуть их до истечения срока (‘идды).
Мужу запрещено выгонять свою разведенную жену, когда она выжидает свою ‘идду, кроме одного случая, а это, как сказал Всевышний Аллах: «…если только они (жены) не совершат явную мерзость» (ат-Талак, 1).
Явная мерзость включает в себя прелюбодеяние, о чем говорили Ибн Мас'уд, Ибн ‘Аббас, Са’ид ибн аль-Мусейиб, аш-Ша'би, Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, Муджахид, 'Икрима и другие. Также явная мерзость совершается в виде непокорности жены, оскорбления в адрес семьи мужа и причинения им страдания своими словами и поступками. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, 'Икрима и другие. (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» 4\471).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании предыдущего аята писал: «Если же разведенная жена станет совершать отвратительные поступки, то мужу позволяется выгнать ее из дома, потому что в противном случае она может причинить его обитателям зло своими оскорблениями и злодеяниями. Если подобное происходит, то жена сама провоцирует мужа выгнать ее из дома. Предоставляя разведенной жене кров, муж пытается утешить ее и сделать для нее доброе дело, и если в ответ она начинает бесчинствовать, то причиняет вред самой себе. Все это относится к женам, разведенным неокончательно, когда муж еще может возвратить их до истечения срока.
Что же касается жен, разведенных окончательно, то муж не обязан предоставлять ей кров, потому что кров и жилье являются частью материальной обязанности мужа перед женой, а муж обязан материально обеспечивать только ту жену, которую еще может вернуть» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Заключение
Шейх Ахмад Шакир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто развелся так, как ему разрешил Аллах, того развод является действительным и вступает в силу. Того, кто развелся не так, как ему дозволил Аллах, развод является недействительным…И это его дело входит в обобщенные слова Посланника Аллаха (ﷺ): «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто»» (см.: «Низам ат-Таляк филь-Ислам» стр. 12).
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается того, если муж объявит развод жене в период ее менструального цикла (хайда) или послеродового кровотечения (нифаса), или во время чистоты (от хайда и нифаса), в которой он вступал с ней в интимные отношения, то мы ранее упомянули, что такой развод не вступает в силу, согласно наиболее правильному мнению среди мусульманских ученых-богословов» (http://www.binbaz.org.sa/noor/3968).
Многие мусульмане не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо.
Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их и не совершать действия согласно своим страстям и эмоциям.
Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (Ат-Талак, 1).
Также Всевышний сказал: «А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (аль-Бакара, 229).
Ведь когда супруги разводятся так, как Аллах им узаконил, то быть может, впоследствии каждый из них осознает свои ошибки, в результате чего муж возвратит свою жену. Ведь Премудрый Аллах говорит: «Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (ат-Талак 1).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Предписание соблюдать установленный для развода срок заключает в себе великую мудрость. Возможно, Аллах поселит в сердцах разведенных супругов любовь и сострадание, и тогда муж возобновит брак. А для этого он должен точно знать, когда истекает срок. Может также случиться, что муж развелся с женой по какой-то определенной причине, а в течение этого срока эта причина исчезла, и тогда он также может вернуть свою жену.
Также этот срок является периодом выжидания, по истечении которого становится ясно, что жена не носит в своем чреве ребенка от мужа» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он наделил супругов взаимным терпением, согласием, уважением и соблюдением прав по отношению друг к другу, дабы они обрели счастье в барке и никогда не разводились!
Также прошу Аллаха Всевышнего, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех правоверных знающими предписания Аллаха, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими Его приказы, и тем, кто руководствуется словами Всевышнего и Сунной Его посланника (ﷺ)!
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается того, если муж объявит развод жене в период ее менструального цикла (хайда) или послеродового кровотечения (нифаса), или во время чистоты (от хайда и нифаса), в которой он вступал с ней в интимные отношения, то мы ранее упомянули, что такой развод не вступает в силу, согласно наиболее правильному мнению среди мусульманских ученых-богословов» (http://www.binbaz.org.sa/noor/3968).
Многие мусульмане не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо.
Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их и не совершать действия согласно своим страстям и эмоциям.
Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (Ат-Талак, 1).
Также Всевышний сказал: «А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (аль-Бакара, 229).
Ведь когда супруги разводятся так, как Аллах им узаконил, то быть может, впоследствии каждый из них осознает свои ошибки, в результате чего муж возвратит свою жену. Ведь Премудрый Аллах говорит: «Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (ат-Талак 1).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Предписание соблюдать установленный для развода срок заключает в себе великую мудрость. Возможно, Аллах поселит в сердцах разведенных супругов любовь и сострадание, и тогда муж возобновит брак. А для этого он должен точно знать, когда истекает срок. Может также случиться, что муж развелся с женой по какой-то определенной причине, а в течение этого срока эта причина исчезла, и тогда он также может вернуть свою жену.
Также этот срок является периодом выжидания, по истечении которого становится ясно, что жена не носит в своем чреве ребенка от мужа» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 2\549).
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он наделил супругов взаимным терпением, согласием, уважением и соблюдением прав по отношению друг к другу, дабы они обрели счастье в барке и никогда не разводились!
Также прошу Аллаха Всевышнего, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех правоверных знающими предписания Аллаха, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими Его приказы, и тем, кто руководствуется словами Всевышнего и Сунной Его посланника (ﷺ)!
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Использованная литература
1. «Фатхуль-Бари» имама Ибн Хаджара.
2. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» шейха Са‘ди.
3. «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» имама Ибн Касира.
4. «Низам ат-Таляк филь-Ислам» шейха Ахмада Шакира.
5. «Булюг аль-Марам» шарх шейха Ибн ‘Усеймина.
6. «Шарх аль-Мумти’» шейха Ибн ‘Усеймина.
7. «Шарх Арба’ин ан-Науауи» шейха Ибн ‘Усеймина.
8. «аль-фикх аль-Муяассар».
9. «аль-Мулаххас аль-фикхийа» шейха Салиха аль-Фаузана.
2. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» шейха Са‘ди.
3. «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» имама Ибн Касира.
4. «Низам ат-Таляк филь-Ислам» шейха Ахмада Шакира.
5. «Булюг аль-Марам» шарх шейха Ибн ‘Усеймина.
6. «Шарх аль-Мумти’» шейха Ибн ‘Усеймина.
7. «Шарх Арба’ин ан-Науауи» шейха Ибн ‘Усеймина.
8. «аль-фикх аль-Муяассар».
9. «аль-Мулаххас аль-фикхийа» шейха Салиха аль-Фаузана.