Почему происходит зло на земле?
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Если это так, то как мы ответим на то, как верующий — мусульманин обязан уверовать в предопределение Аллаха с его добром и злом?
Ответ:
«Мы говорим, что зло и добро может быть в отношении творений, а что касается основы действия Аллаха Всевышнего, что называется предопределением, то в нем нет зла. Пример этому: Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов), чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)»(сура «ар — Рум» аят 41).
В словах Аллаха «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов)» содержится объяснение причины зла на земле, а что касается мудрости этого, то она заключается в следующих словах Всевышнего: «Чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)». Итак, засуха, болезнь, бедность и прочее являются невзгодами, но их результат является хорошим. Посему зло не относят к Господу, однако его приписывают к творениям, но с одной стороны это для них зло, а с другой — благо. Таким образом, это будет злом с точки зрения страданий, а добром со стороны похвального результата. (Всевышний Аллах сказал) «…чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)».
Одной из мудростей того, что среди творений имеет место добро и зло, является то, что если бы не было зла, то не знали бы добра, как было сказано: «По причине противоположности проясняются дела». Если бы все люди пребывали в добре, то мы не узнали бы зла, точно также, если бы все люди пребывали во зле, то мы не познали бы добра. Тоже самое говорится в отношении красоты, которая познается по причине существования безобразия. Если бы все вещи были прекрасными, то мы не узнали бы некрасивое.
Таким образом, по причине существования зла мы знаем добро, однако то, что Аллах создал это зло, не является злом, поскольку есть разница между действием (делающего) и тем, на кого пало это действие (делающего). В действии Аллаха, которое является Его предопределением, нет зла, однако то, на кого пало действие, делится на добро и зло, а это зло, которое существует среди творений, происходит для великой мудрости.
Если кое—кто спросит: «Почему Аллах предопределил зло?», то ответом будет следующее:
во — первых, для того, чтобы по причине зла знали и ценили добро;
во — вторых, чтобы обращались к Аллаху, Всемогущему и Великому;
в — третьих, чтобы каялись Аллаху за свои грехи.
Сколько из людей стараются поминать Аллаха днями и ночами, опасаясь зла творений! Ты видишь, как они стараются соблюдать эти поминания Аллаха для того, чтобы это стало причиной защиты их от зла. Это зло среди творений побуждает человека к соблюдению поминаний Аллаха, и в нем добро для него.
Приведем пример мужчины, имеющего сына, по отношению к которому он испытывает сильное сострадание. Его сына постигла болезнь и ему назначили лечение путем прижигания огнем. Нет сомнения, что огонь является причиняющим боль, однако отец прижигает своего сына в надежде принести ему пользу. Прижигание является злом, однако его результат– благой.
Если ты будешь знать, что во всех действиях Аллаха (во всех Его решениях) лишь добро, то ты обретешь спокойствие в предопределенном Аллахом и покоришься полностью, и твое положение будет таким, как Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он направит (к покорности распоряжением своего Господа и довольству Его предопределением)» (сура «ат — Тагабун» аят 11).
‘Алькама (относительно этого аята) сказал: «Это такой человек, который во время постигшей его беды знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому проявляет довольство и покоряется».
Если человек действительно станет довольным предопределением Аллаха, то он обретет спокойствие во время печали и беспокойства» (см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр.60 — 61).
«Если это так, то как мы ответим на то, как верующий — мусульманин обязан уверовать в предопределение Аллаха с его добром и злом?
Ответ:
«Мы говорим, что зло и добро может быть в отношении творений, а что касается основы действия Аллаха Всевышнего, что называется предопределением, то в нем нет зла. Пример этому: Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов), чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)»(сура «ар — Рум» аят 41).
В словах Аллаха «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов)» содержится объяснение причины зла на земле, а что касается мудрости этого, то она заключается в следующих словах Всевышнего: «Чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)». Итак, засуха, болезнь, бедность и прочее являются невзгодами, но их результат является хорошим. Посему зло не относят к Господу, однако его приписывают к творениям, но с одной стороны это для них зло, а с другой — благо. Таким образом, это будет злом с точки зрения страданий, а добром со стороны похвального результата. (Всевышний Аллах сказал) «…чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)».
Одной из мудростей того, что среди творений имеет место добро и зло, является то, что если бы не было зла, то не знали бы добра, как было сказано: «По причине противоположности проясняются дела». Если бы все люди пребывали в добре, то мы не узнали бы зла, точно также, если бы все люди пребывали во зле, то мы не познали бы добра. Тоже самое говорится в отношении красоты, которая познается по причине существования безобразия. Если бы все вещи были прекрасными, то мы не узнали бы некрасивое.
Таким образом, по причине существования зла мы знаем добро, однако то, что Аллах создал это зло, не является злом, поскольку есть разница между действием (делающего) и тем, на кого пало это действие (делающего). В действии Аллаха, которое является Его предопределением, нет зла, однако то, на кого пало действие, делится на добро и зло, а это зло, которое существует среди творений, происходит для великой мудрости.
Если кое—кто спросит: «Почему Аллах предопределил зло?», то ответом будет следующее:
во — первых, для того, чтобы по причине зла знали и ценили добро;
во — вторых, чтобы обращались к Аллаху, Всемогущему и Великому;
в — третьих, чтобы каялись Аллаху за свои грехи.
Сколько из людей стараются поминать Аллаха днями и ночами, опасаясь зла творений! Ты видишь, как они стараются соблюдать эти поминания Аллаха для того, чтобы это стало причиной защиты их от зла. Это зло среди творений побуждает человека к соблюдению поминаний Аллаха, и в нем добро для него.
Приведем пример мужчины, имеющего сына, по отношению к которому он испытывает сильное сострадание. Его сына постигла болезнь и ему назначили лечение путем прижигания огнем. Нет сомнения, что огонь является причиняющим боль, однако отец прижигает своего сына в надежде принести ему пользу. Прижигание является злом, однако его результат– благой.
Если ты будешь знать, что во всех действиях Аллаха (во всех Его решениях) лишь добро, то ты обретешь спокойствие в предопределенном Аллахом и покоришься полностью, и твое положение будет таким, как Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он направит (к покорности распоряжением своего Господа и довольству Его предопределением)» (сура «ат — Тагабун» аят 11).
‘Алькама (относительно этого аята) сказал: «Это такой человек, который во время постигшей его беды знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому проявляет довольство и покоряется».
Если человек действительно станет довольным предопределением Аллаха, то он обретет спокойствие во время печали и беспокойства» (см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр.60 — 61).
Отрывок из статьи: «Вера в предопределение Аллаха» подготовленной Абу Сумая Казахстани.