Лучше ли давать садаку в день Джум'а?
Имама Ибн База (да помилует его Аллах) спросили: «Что делал Пророк (ﷺ) в день Джум'а?
Шейх ответил: «Я не знаю, что Пророк (ﷺ) специально выделял какой-либо вид поклонения. День Джум'а не выделяется ни постом, ни ночной молитвой. Однако у этого дня есть достоинство. Этот день - день чтения, поминания и намаза. Я не знаю ничего, чем Пророк (ﷺ) выделял бы день Джум'а. Но пришел хадис, в котором Пророк (ﷺ) сказал: "Кто прочтет суру аль-Кахф в день Джум'а, того озарит свет между востоком и западом". Таков приблизительный смысл хадиса. Этот хадис был передан Абу Са'идом аль-Худри с достоверным иснадом о том, что Пророк (ﷺ) читал суру аль-Кахф в день Джум'а. Это также передано от Ибн 'Умара.
В день Джум'а желательно читать суру аль-Кахф. Что касается особого выделения этого дня постом, садакой, посещением могил и так далее, то я не знаю оснований для этого» (Конец слов шейха).
Имама Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: "Правильно ли, что некоторые люди выделяют день Джум'а садакой?
Шейх ответил: «Мы не говорим, что это недопустимо, но это то, от чего человека удерживают, за исключением случаев, когда для этого есть причина. То есть, если бедняки собираются только в день Джум'а или человек освобождается от дел только в день Пятницы, то это не значит, что он особо выделил этот день».
Спрашивающий: "Некоторые ссылаются на предания (асар), которые указывают на достоинство садаки в день Джум'а".
Шейх ответил: «Если есть, я бы с радостью это принял. Однако ты видишь что эти асары не пришли относительно дня Джум'а, а в отношении человека, дающего садаку перед намазом. И некоторые ученые объясняют это тем, что если Аллах приказал нам давать садаку до того, как прийти к Посланнику (ﷺ) для тайной беседы, то тем более мы должны давать садаку перед беседой с Аллахом. Однако это мнение подлежит рассмотрению. Потому что, если мы примем это мнение, мы должны сказать, что для каждого человека является сунной давать садаку перед отправлением на намаз, а это нуждается в доказательстве» (https://alathar.net/home/esound/index.p ... oid=110253).
Шейха 'Убейда Джабира (да помилует его Аллах) спросили: "Является ли выделение дня Джум'а садакой религиозным нововведением (бид'а)?"
Шейх 'Убейд Джабири (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Есть доказательство на достоинство дня Джум'а. И одно из установленных правил гласит, что достоинство времени или места не означает выделять его поклонением, постом, садакой или молитвой, поскольку основой поклонения является запрет, за исключением случаев, когда имеются доводы из Корана и Сунны. Это правило должен понимать каждый мусульманин и мусульманская женщина, особенно ищущие знаний. Поскольку есть надежда, что они будут обучать людей религии Аллаха в соответствии с их знаниями Корана и Сунны, которые Аллах облегчил им изучать у ученых. Таким образом это правило установлено, поэтому определенное поклонение не будет узаконено в день Джум'а.
Конечно, в день Джум'а узаконено совершать полное омовение (гусль), рано отправляться в мечеть и часто произносить салауат Пророку (ﷺ)» (Конец слов шейха).
Шейх ответил: «Я не знаю, что Пророк (ﷺ) специально выделял какой-либо вид поклонения. День Джум'а не выделяется ни постом, ни ночной молитвой. Однако у этого дня есть достоинство. Этот день - день чтения, поминания и намаза. Я не знаю ничего, чем Пророк (ﷺ) выделял бы день Джум'а. Но пришел хадис, в котором Пророк (ﷺ) сказал: "Кто прочтет суру аль-Кахф в день Джум'а, того озарит свет между востоком и западом". Таков приблизительный смысл хадиса. Этот хадис был передан Абу Са'идом аль-Худри с достоверным иснадом о том, что Пророк (ﷺ) читал суру аль-Кахф в день Джум'а. Это также передано от Ибн 'Умара.
В день Джум'а желательно читать суру аль-Кахф. Что касается особого выделения этого дня постом, садакой, посещением могил и так далее, то я не знаю оснований для этого» (Конец слов шейха).
Имама Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: "Правильно ли, что некоторые люди выделяют день Джум'а садакой?
Шейх ответил: «Мы не говорим, что это недопустимо, но это то, от чего человека удерживают, за исключением случаев, когда для этого есть причина. То есть, если бедняки собираются только в день Джум'а или человек освобождается от дел только в день Пятницы, то это не значит, что он особо выделил этот день».
Спрашивающий: "Некоторые ссылаются на предания (асар), которые указывают на достоинство садаки в день Джум'а".
Шейх ответил: «Если есть, я бы с радостью это принял. Однако ты видишь что эти асары не пришли относительно дня Джум'а, а в отношении человека, дающего садаку перед намазом. И некоторые ученые объясняют это тем, что если Аллах приказал нам давать садаку до того, как прийти к Посланнику (ﷺ) для тайной беседы, то тем более мы должны давать садаку перед беседой с Аллахом. Однако это мнение подлежит рассмотрению. Потому что, если мы примем это мнение, мы должны сказать, что для каждого человека является сунной давать садаку перед отправлением на намаз, а это нуждается в доказательстве» (https://alathar.net/home/esound/index.p ... oid=110253).
Шейха 'Убейда Джабира (да помилует его Аллах) спросили: "Является ли выделение дня Джум'а садакой религиозным нововведением (бид'а)?"
Шейх 'Убейд Джабири (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Есть доказательство на достоинство дня Джум'а. И одно из установленных правил гласит, что достоинство времени или места не означает выделять его поклонением, постом, садакой или молитвой, поскольку основой поклонения является запрет, за исключением случаев, когда имеются доводы из Корана и Сунны. Это правило должен понимать каждый мусульманин и мусульманская женщина, особенно ищущие знаний. Поскольку есть надежда, что они будут обучать людей религии Аллаха в соответствии с их знаниями Корана и Сунны, которые Аллах облегчил им изучать у ученых. Таким образом это правило установлено, поэтому определенное поклонение не будет узаконено в день Джум'а.
Конечно, в день Джум'а узаконено совершать полное омовение (гусль), рано отправляться в мечеть и часто произносить салауат Пророку (ﷺ)» (Конец слов шейха).
Подготовил: Абу Сумая Казахстани
1445 х. - 2023г.
1445 х. - 2023г.