بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Дозволено ли убивать собак, кошек и им подобных животных?
Хвала Аллаху, Господу миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Известно, что домашние животные, или животные, которые нашли приют в доме (хозяйстве) человека, бывают двух видов: приносящие пользу и причиняющие вред. Это происходит по тем или иным причинным.
Например, собаки. Известно, что собак дозволено держать в хозяйстве для следующих целей:
1 – охрана владений,
2 – пастушества (имеются специальные пастушьи породы),
3 – охоты.
Эти категории собак приносят пользу человеку.
Также есть собаки, которые причиняют вред, как например, дикие собаки, кусачие собаки, собаки портящие имущество и убивающие скот и т.п.
Или, например, кошки. Есть из них те, которые охраняют дом от грызунов или просто радуют глаза хозяина. А есть и те, которые наносят вред, убивая курей, царапая детей и т.д.
Соответственно отношение к этим животным зависит от их положения. Либо они приносят пользу, или как минимум, не причиняют вред и живут, либо причиняют серьёзный вред человеку или его имуществу, и согласно этому дозволенным является их уничтожение.
Постоянный Комитет по фетва КСА, после изучения данного вопроса, а именно, дозволенности и недозволенности убивать собак (или кошек и т.п. животных), пришёл к следующему выводу о том:
«1 – что собака, которая не причиняет вред, не является дозволенным уничтожать её, как и не является дозволенным причинять ей вред.
2 – что собака, которая наносит вред тем, что кусает (людей), царапает своими когтями (нанося вред), или же является носителем болезни, и т.п., что является причиной опасения, то нет проблем уничтожать её. Однако делать это нужно так, чтобы не причинить вред другим животным, от которых не исходит вреда. В хадисе от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
А затем:
Известно, что домашние животные, или животные, которые нашли приют в доме (хозяйстве) человека, бывают двух видов: приносящие пользу и причиняющие вред. Это происходит по тем или иным причинным.
Например, собаки. Известно, что собак дозволено держать в хозяйстве для следующих целей:
1 – охрана владений,
2 – пастушества (имеются специальные пастушьи породы),
3 – охоты.
Эти категории собак приносят пользу человеку.
Также есть собаки, которые причиняют вред, как например, дикие собаки, кусачие собаки, собаки портящие имущество и убивающие скот и т.п.
Или, например, кошки. Есть из них те, которые охраняют дом от грызунов или просто радуют глаза хозяина. А есть и те, которые наносят вред, убивая курей, царапая детей и т.д.
Соответственно отношение к этим животным зависит от их положения. Либо они приносят пользу, или как минимум, не причиняют вред и живут, либо причиняют серьёзный вред человеку или его имуществу, и согласно этому дозволенным является их уничтожение.
Постоянный Комитет по фетва КСА, после изучения данного вопроса, а именно, дозволенности и недозволенности убивать собак (или кошек и т.п. животных), пришёл к следующему выводу о том:
«1 – что собака, которая не причиняет вред, не является дозволенным уничтожать её, как и не является дозволенным причинять ей вред.
2 – что собака, которая наносит вред тем, что кусает (людей), царапает своими когтями (нанося вред), или же является носителем болезни, и т.п., что является причиной опасения, то нет проблем уничтожать её. Однако делать это нужно так, чтобы не причинить вред другим животным, от которых не исходит вреда. В хадисе от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
خمس من الدواب يقتلن في الحل والحرم: الغراب والحدأة والعقرب والفأر والكلب العقور
«Пять животных подлежат уничтожению как в разрешенное (обычное) время и в разрешенном месте, так и во время паломничества, на Заповедной территории (двух мечетей Мекки и Медины): ворон, коршун, скорпион, мышь и кусачая собака» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим)…»(1).
Также был задан вопрос шейху Ибн Базу (да будет милостив к нему Аллах), в котором говорилось следующее:
«Является ли дозволенным убийство кошек и собак, которые наносят вред птицам, ловят их и едят, или же это запрещено? И что делать моей матери, которая убила несколько кошек, одну из них через удушье, вторую облив кипящей водой, так как поймать их очень сложно, если эти убийства являются запретными (в Исламе)?»
Шейх ответил: «Если кошки и собаки причиняют вред, как например, кусачие собаки, то они подлежать уничтожению, как об этом сообщил Пророк ﷺ, сказав:
Также был задан вопрос шейху Ибн Базу (да будет милостив к нему Аллах), в котором говорилось следующее:
«Является ли дозволенным убийство кошек и собак, которые наносят вред птицам, ловят их и едят, или же это запрещено? И что делать моей матери, которая убила несколько кошек, одну из них через удушье, вторую облив кипящей водой, так как поймать их очень сложно, если эти убийства являются запретными (в Исламе)?»
Шейх ответил: «Если кошки и собаки причиняют вред, как например, кусачие собаки, то они подлежать уничтожению, как об этом сообщил Пророк ﷺ, сказав:
خمس من الدواب كلهن فواسق يقتلن في الحل و الحرم: الغراب والحدأة والفأرة والحية والكلب العقور
«Пять животных, которые наносят вред, подлежат уничтожению как в разрешенное (обычное) время и в разрешенном месте, так и во время паломничества, на Заповедной территории (двух мечетей Мекки и Медины): ворон, коршун, мышь, змея и кусачая собака». (Исходя из этого хадиса) кусачая (опасная) собака уничтожается, как в разрешённое (обычное) время, так и в запретное (во время паломничества). То же самое относится и к кошкам, которые причиняют вред, поедая курей или голубей, и не получается просто прогнать их. Если они приходят, причиняют этим вред (человеку, его имуществу), в этом случае дозволяется уничтожить их. А если получается просто прогнать их, без уничтожения, то этого достаточно, и не нужно убивать их. Также не является дозволенным убивать этих животных огнём, так как огнём наказывает только Аллах. Нужно убивать их, не используя огонь. Как, например, ядом, ударом (выстрелом), если невозможно избавиться от них по-другому. Однако, если получается просто прогнать их подальше, напугать, то не нужно уничтожать их! Но, если не получается избавиться от кошек, которые причиняют человеку вред, кроме как через убийство их, то нет проблем в этом. И это не должно быть огнём.
Что же касается собаки, то не дозволено убивать её, если только она не кусачая (опасная)! Если она причиняет вред, то следует (сначала) прогнать её, прогнать с пастбища, подальше. Однако, если она начинает нападать, кусать, то тогда дозволено убить её»(2).
_______________________________________
(1) - Оригинал фетвы (26/201) можно посмотреть по ссылке:
На официальном сайте Комитета
(2) - Оригинал фетвы шейха Ибн База можно посмотреть по ссылке:
http://www.binbaz.org.sa/noor/11745
Что же касается собаки, то не дозволено убивать её, если только она не кусачая (опасная)! Если она причиняет вред, то следует (сначала) прогнать её, прогнать с пастбища, подальше. Однако, если она начинает нападать, кусать, то тогда дозволено убить её»(2).
_______________________________________
(1) - Оригинал фетвы (26/201) можно посмотреть по ссылке:
На официальном сайте Комитета
(2) - Оригинал фетвы шейха Ибн База можно посмотреть по ссылке:
http://www.binbaz.org.sa/noor/11745