Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ

Abu Xolid
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 апр 2020, 14:38

Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ

Сообщение Abu Xolid »

Рассказ про Адама (мир ему и благословение) — отца всего человечества

Аллах всегда был, и не было ничего прежде Него. Он всегда совершает, что пожелает. Нет такого времени, когда бы дела или слова происходили без воли и желания Аллаха, согласно Его Мудрости.

Аллах Справедлив во всех Своих предопределениях, а также в том, что узаконил для Своих рабов. Когда всеобъемлющая мудрость, знание и нескончаемая милость Аллаха потребовали создание Адама, отца всего человечества, которому Аллах отдал предпочтение перед другими творениями, Он сказал ангелам:

“Я установлю на земле наместника”.
Коран, 2:30

Он сделал людей преемниками творений, о которых известно лишь Аллаху.

«Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь…”»
Коран, 2:30

Этот вопрос исходит от их восхваления и прославления своего Господа, что быть может Он сотворит творение нрав которого будет схож с первыми творениями; или же быть может Всевышний Аллах сообщил им об Адаме и его грешных потомках, и поэтому ангелы задали подобный вопрос. Аллах ответил ангелам:

“Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете”.
Коран, 2:30

Воистину, Его знание объемлет всякую вещь, и Он знал о том несчетном благе, которое повлечет за собой создание этого творения. Всевышний сообщил им о том, что Он обладает полным знанием и что обязательным является признание этого всеобъемлющего знания и мудрости, которые подразумевают, что Он не создает ничего попусту без какой-либо мудрости. Потом Он разъяснил им подробнее сотворение Адама — что Он сотворил его Своей Рукой, почтив его тем самым перед всеми остальными творениями. Он взял горсть с каждой земли, от мягкой-ровной, неровной-твердой, с хорошей-плодотворной и плохой-неплодородной, чтобы затем его потомство имело те же качества.

Сначала Адам был землей, затем Он добавил к ней воды, и она превратилась в глину. Потом за то долгое время, пока грязь оставалась в воде, она стала гладкой, темной глиной. Затем после того, как Всевышний придал ему нужный облик, Он высушил его, и Адам стал подобен гончарному изделию, которое издает звук, если постучать по нему. Во всех этих стадиях он (Адам) был плотью без души. После того, как завершилось сотворение его плоти, Аллах вдохнул в него дух. Тогда мертвая плоть из глины превратилась в живое существо, состоящее из костей, мяса, нервных окончаний и жил. Таким образом, душа является истинной сущностью человека. Аллах создал и подготовил человека для приобретения всех видов знания и всевозможных благ. Затем Он завершил свою милость по отношению к человеку и научил его именам всякой вещи.

Превосходные (полноценные) знания говорят о совершенстве и полноте нрава. Поэтому Аллах пожелал показать ангелам совершенство этого творения, представив им вещи с определенными названиями и сказав:

“Назовите мне их имена, если вы говорите правду”.
Коран, 2:31

Это в противовес вашим первым словам, в которых вы отметили, что лучше было бы не создавать это творение. Однако, ангелы (мир им) были не в состоянии назвать имена этих вещей, и поэтому они сказали:

Они ответили:

“Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый”.
Коран, 2:32

Аллах сказал:

«“О Адам! Поведай им об их именах”. Когда Адам поведал им об их именах…»
Коран, 2:33

Ангелы засвидетельствовали совершенство этого творения и его знаний, о которых они даже не догадывались. Теперь они узнали об этом в подробностях, засвидетельствовали абсолютную мудрость Аллаха и стали проявлять к Адаму большое уважение. Однако, Аллах захотел, чтобы ангелы показали это уважение к Адаму как внешне, так и внутренне, и поэтому Он сказал ангелам: “Падите ниц перед Адамом” (Коран, 2:34).

Показав тем самым свой почет и уважение Адаму, а также поклоняясь тем самым вашему Господу, подчиняясь, любя и унижаясь перед Ним, выполняя Его приказ. Все ангелы поспешили исполнить приказ Аллаха и все вместе пали ниц. Иблис (сатана) же находился среди них, поэтому этот приказ был также обращен и к нему. Его происхождение отличалось от происхождения ангелов, ведь он был джинном, созданным из пламени без дыма.

Он скрывал в себе неверие по отношению к Аллаху и зависть к этому человеку, которого Аллах возвысил степенями. Его высокомерие и неверие подтолкнули его на то, что он отказался сделать земной поклон Адаму, проявив тем самым неверие Аллаху и возгордившись. Но он не ограничился простым отказом, вдобавок он выразил протест своему Господу, умалив Его мудрость.

Он сказал:

“Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины”.
Коран, 7:12

Аллах сказал ему:

“О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?”
Коран, 38:75

Неверие, гордыня, отказ от подчинения и сильная ненависть стали причинами, по которым он был изгнан и проклят.

Аллах сказал ему:

“Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты — один из униженных”.
Коран, 7:13

Этот ничтожный не подчинился своему Господу и не покаялся. Напротив, он выступил против Него, препираясь и категорично настроившись на вражду с Адамом и его потомством. Когда он узнал, что ему предписаны вечные мучения, он поспешил призывать потомство Адама своими словами, делами и войском, чтобы они тоже стали из числа его сборища, которое будет вечно в Аду. Тогда он сказал:

“Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены”.
Коран, 15:36

— чтобы он посвятил всего себя распространению вражды по отношению к Адаму и его потомству. По причине того, что Аллах в соответствии со Своей мудростью создал людей разными, с хорошим или плохим нравом, необходимо было различать между ними и очищать их посредством причин, которые ведут к очищению и улучшению нравов, таких, как наказание и испытание. Одним же из главных испытаний для людей является то, что Аллах дал возможность этому врагу человека призывать людей ко всевозможному злу.

Поэтому Всевышний ответил ему:

“Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен”.
Коран, 15:37-38


Он сказал своему Господу, открыто заявив о своем ослушании и вражде к Адаму и его потомству:

“За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными”.
Коран, 7:16-17

Иблис сказал это, основываясь на своем предположении, т.к. он знал, какова сущность человека.

“Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих”.
Коран, 34:20

Аллах предоставил Иблису возможность плести козни против Адама и его потомства, чего тот так желал. Затем Аллах сказал ему:

“Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием. Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания сатаны — всего лишь обольщение”.
Коран, 17:63-64

То есть, если сможешь, то сбивай их с пути, чтобы они давали своим детям неправильное воспитание, чтобы расходовали свое имущество на ненужное и зарабатывали нечестивым путем.

Будь их соучастником, когда они кушают, пьют или же имеют интимные отношения, не поминая при этом имени Аллаха в своем имуществе и семье. Давай им обещания, т.е. науськивай их, чтобы они посчитали ложным День воскресенья и воздаяния и не предпринимали никаких благих дел. Запугивай их своими приближенными и отдаляй их от полезных расходов, внушая им скупость и разврат. Аллах дозволил это в соответствии с великой мудростью и знанием сокровенного.

О явный враг, ты сам не сможешь сбить никого с пути, только если Аллах не предопределит тебе это. Аллах обнаружит скверну нечестивцев и их зло. Он будет безразличен к ним и не проявит о них заботы.

Что же касается избранных потомков, к которым относятся пророки, и тех, которые последовали за ними из числа правдивых, искренних праведников и верующих, то Всевышний Аллах не дал этому врагу власти над ними. Напротив, Он защитил их неприступной оградой, а именно — это Его покровительство и довольство. Он снабдил их оружием, которому не может противостоять их враг, — это абсолютность их веры в Аллаха и сильное упование на Него.

“Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа”.
Коран, 16:99

Вместе с этим Он помог им противостоять этому явному врагу многими способами — Он ниспослал им Свои писания, которые содержат в себе полезные знания, устрашающие предостережения, побуждающие к совершению благих дел и предостерегающие от совершения дурных. Он отправил к ним посланников добрыми вестниками о близкой награде для тех, кто уверовал в Аллаха и повиновался Ему, а также увещевателями, предостерегающими от различных наказаний для тех, кто не уверовал, счел ложью религию и отвернулся. Вместе с тем, Всевышний обещал, что тот, кто последует по Его истинному пути, с которым Он низвел Свои Писания и отправил Своих посланников, тот не заблудится в мирской жизни и не окажется в числе несчастных в Вечной обители, его не охватят страх и печаль. Аллах указал рабам в Своих Писаниях и через уста Своих посланников, на что им следует обращать внимание для того, чтобы защититься от этого явного врага. Аллах разъяснил рабам, к чему призывает этот сатана, и методы, к которым он прибегает, чтобы сбить творения с прямого пути.

Подобно тому, как Он разъяснил это своим рабам, Он также указал им на то, как они могут уберечься от зла сатаны и его искушений. Всевышний помог им Своим предопределением, без которого бы они не справились. Ведь когда люди прилагают все усилия и просят помощи у Своего Господа, для них упрощаются все пути, ведущие к желаемой цели.

Затем Всевышний Аллах завершил Свою милость по отношению к Адаму и создал для него супругу Хаву (Еву), подобную ему, чтобы он мог найти в ней успокоение, а также для претворения в жизнь многих других задач, подобно женитьбе, взаимной любви и размножению потомства. Всевышний Аллах сказал ему и его супруге: “Воистину, сатана ваш враг, остерегайтесь же его, как можете, чтобы он не вывел вас из Рая, в котором Аллах поселил вас. Аллах дозволил вам наслаждаться всеми плодами Рая и всем, что в нем есть, за исключением одного дерева, с которого Он не дозволил вам вкушать”.

Он сказал:

“Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками”.
Коран, 7:19

Аллах сказал Адаму о наслаждениях, уготованных для него в этом Рае:

“В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя”.
Коран, 20:118-119

Они прожили в Раю, наслаждаясь его прелестями, столько, сколько пожелал Аллах, а в это время их враг наблюдал за ними и выжидал возможность, чтобы сбить их. Когда он увидел радость Адама от пребывания в этом Раю и его великое желание, чтобы все это продолжалось и дальше, он подошел к нему в образе милого, искреннего друга и сказал: “О Адам, не указать ли тебе на дерево, вкусив от которого ты навсегда останешься в этом Раю и вечно сможешь пользоваться его благами, которые не иссякают?”

Он продолжал наущать, приукрашивать, соблазнять, обещать и искушать их, давая им, как казалось, искренние советы, а это самый большой обман, и так до тех пор, пока он не соблазнил их, и они вкусили от этого дерева, плоды которого Аллах сделал запретными для них. После того, как они вкусили от этого дерева, их срамные места, которые были скрыты от них прежде, обнаружились и стали видны им. Тогда они начали прятать их друг от друга листьями Рая, стараясь налепить их на свои обнаженные тела вместо одежды. Они были в растерянности, и тогда они осознали, что их постигло наказание за ослушание. Их Господь воззвал к ним, сказав:

“Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что сатана для вас — явный враг?”.
Коран, 7:22

Аллах внушил их сердцам полное покаяние и искреннее раскаяние в содеянном.

“Адам принял слова от своего Господа…”.
Коран, 2:37



Они сказали:

“Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон”.
Коран, 7:23

Аллах принял их покаяние и простил грех, в который они впали. Однако, Аллах предостерегал их о наказании — а именно о выходе из Рая в том случае, если они вкусят от этого дерева, и это должно было произойти. Поэтому они вышли оттуда и поселились на Земле, где добру противостояло зло, а радости — печаль.

Аллах сообщил им, что непременно испытает их и их потомство, а также пообещал благой исход, который будет лучше прежнего для тех, кто уверует и будет творить благие дела. Для того же, кто сочтет религию ложью и отвернется, уготовлены вечное горе и мучения. Аллах предостерег человеческое потомство от сатаны, сказав:

“О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите”.
Коран, 7:27

Аллах заменил покрывало, которое сатана сорвал с их прародителей, на одежду, скрывающую их срамные места и украшающую их в этой жизни. Однако, есть одеяние прекраснее этого, а именно — это одеяние богобоязненности, которое является одеянием для сердца и души, облачающее их верой и искренностью, покаянием, а также всеми прекрасными нравами и очищающее их от всякой скверны. Затем Аллах создал от Адама и Евы множество мужчин и женщин, которых Он поселил на Земле и сделал их наместниками на ней, чтобы проверить, какими будут их деяния.

Пользы, извлекаемые из этого рассказа, основные и второстепенные выводы, а также нравы и этика:

1. Аллах упомянул эту великую историю во многих ясных аятах Своего Писания, в которых нет ни малейшего сомнения или недопонимания. Это — одна из величайших историй, о которой рассказывали все посланники и которая была описана во всех небесных писаниях. В нее уверовали все те, кто последовал за пророками, из прежних и нынешних поколений. Однако, не так давно появилась скверная группа безбожников, которые отрицают все то, с чем пришли посланники. Они также отрицают существование Творца и подтверждают только естественные науки, которые способны осознать их ограниченные умы.

Основываясь на эту идеологию, которая является самой отдаленной от истины, как с точки зрения шариата, так и с точки зрения разума, они отрицают Адама, Хаву (Еву) и все то, что поведали о них Аллах и Его посланник. Они считают, что этот человек был животным, обезьяной или подобным обезьяне, до тех пор, пока он не эволюционировал до своего настоящего состояния. Они ослеплены своей ошибочной идеологией, построенной на предположениях разума, который является порочным в своей основе. По этой причине они оставили все достоверные науки, и в особенности, то, с чем пришли посланники. Правдивы слова Всевышнего о них:

“Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их окружило (или поразило) то, над чем они издевались”.
Коран, 40:83

Положение этих людей является очевидным для всех мусульман и всех тех, кто убежден в существовании Создателя. Они знают, что эта группа является самой заблудшей из всех людей. Однако, на некоторых мусульман эта атеистическая идеология оказала скрытое влияние, в результате чего появились секты, идеология которых основана на этих словах. Так, одна из современных сект растолковала земной поклон ангелов Адаму, как подчинение этого мира человечеству. Они говорят, что Аллах подчинил все земные богатства, полезные ископаемые и тому подобное человечеству и что именно в этом заключается смысл земного поклона ангелов.

Для человека, верующего в Аллаха и в Судный День, очевидно, что подобное толкование основано на этой глупой идеологии [что человек произошел от обезьяны], и оно искажает писание Аллаха. Нет разницы между этим ошибочным толкованием и искажениями батынитов (приверженцев религиозно-философского течения, утверждающего, что в коранических аятах имеются скрытые смыслы, противоречащие ясному смыслу аятов) и карамитов. Если истолковать этот рассказ таким образом, то точно так же можно будет исказить и истолковать другие рассказы Корана. Тогда Коран, являющийся разъяснением всякой вещи, руководством и милостью, станет всего лишь символической книгой, с рассказами которой любой враг Ислама сможет сделать нечто подобное. Таким образом, Коран исказится, прямой путь, изложенный в нем, обернется заблуждением, а милость — наказанием. Пречист Аллах, это является великой клеветой.

Верующему достаточно просто прочитать то, что Аллах поведал нам об Адаме и поклоне ангелов ему для того, чтобы осознать ложность этих скверных слов. Тогда ему станет ясно, что это абсолютно противоречит тому, что подразумевал Аллах и Его посланник. Даже если его товарищи начнут приукрашивать для него эти заблудшие мысли, приводить разные высказывания по этому поводу и склонять его к следованию за теми, о ком он хорошего мнения, то верующий всё равно не оставит свою веру и книгу своего Господа из-за подобных пропаганд, вводящих в заблуждение или из-за обманутых ими последователей.

2. Достоинство знания. Когда ангелам стало очевидно, что Адам превосходит их в знаниях, они поняли его совершенство и то, что он заслуживает почитания и уважения.

3. Тот, кого Аллах одарил знанием, должен признать эту великую милость и сказать то, что говорили ангелы и посланники: “Пречист Ты, мы не знаем ничего, кроме того, чему Ты научил нас”, и должен остерегаться того, чтобы говорить без знания. Ведь, поистине, знание — это самый великий дар, и благодарностью за этот дар является признательность Аллаху за то, что Он одарил этой милостью, восхваление Его за это и обучение других незнающих людей.Также раб должен говорить только о том, что он знает, и молчать о том, что ему неизвестно.

4. Аллах сделал этот рассказ уроком для нас, дав нам понять, что зависть, гордыня и ненасытность являются самыми опасными нравами для раба. Ты сам видишь, к чему привели Иблиса его высокомерие и зависть по отношению к Адаму. В то же время сильное желание Адама и его жены [остаться навсегда в Раю] привело их к тому, что они вкусили от плодов дерева, и если бы не милость Аллаха к ним, то это привело бы их к погибели. Однако, милость Аллаха делает полноценным того, у кого есть недостаток, поддерживает поникшего, спасает обреченного на погибель и поднимает падшего.

5. Если раб согрешил, то ему надлежит поспешить с покаянием и признанием своего греха. Он должен сказать от чистого сердца и с искренним раскаянием то, что сказали наши прародители. Аллах описал нам то, каким образом они покаялись только лишь для того, чтобы мы следовали их примеру, тогда мы станем счастливыми и спасемся от погибели. В то же время Он сообщил нам об угрозах сатаны по отношению к нам и его твердом намерении сбить нас с прямого пути всеми возможными способами только лишь для того, чтобы мы были готовы дать отпор этому врагу, который проявляет такую огромную, глубокую вражду по отношению к нам.

Аллах желает, чтобы мы боролись с ним всеми возможными способами, сторонясь путей, шагов и совершения дел, которые могут привести в его сети, чтобы совершали дела, которые укрепят нашу веры, основываясь при этом на достоверные источники, а также чтобы поминали Аллаха сердцем и прибегали к Нему от сатаны в различных ситуациях.

Губительными орудиями против сатаны являются искренность веры, сильное упование на Аллаха, принуждение себя к совершению благих дел ради Аллаха, борьба с наущениями сатаны и очищение сердца от скверных мыслей, посредством того, что противоречит им, а именно — это изучение полезных знаний и непреложной истины.

6. В понимании этого рассказа таким, какой он есть, указание на то, что Ахли-Сунна подтверждает все те прекрасные имена и атрибуты Аллаха, которые Он Сам для Себя подтвердил. Это относится как к атрибутам, связанным с Его сущностью (сыфат аз-Зат), так и к атрибутам, связанным с Его действиями (сыфат аль-Аф’аль).

7. В рассказе об Адаме имеется ясное подтверждение тому, что у Аллаха две руки: “В то время, как Я сотворил его Своими обеими руками”. Это действительно две руки [а не мощь и т.д., как это трактуют некоторые заблудшие течения]. Однако, как Его сущность не подобна никакой иной сущности, так и атрибуты Всевышнего не подобны на атрибуты иных творений.

Шейх Абдуррахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-лятыф аль-маннан фи хуласати тафсир аль-Кур’ан”, стр. 172

Перевод: SunnaPortal.com
Проверил: Рамин Абу Давуд

Ответить

Вернуться в «О ПРОРОКАХ АЛЛАХА»