Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ

Abu Xolid
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 апр 2020, 14:38

Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ

Сообщение Abu Xolid »

История о Хидре и Мусе ﷺ

Со временем Муса стал занимать почетное место среди народа сынов Исраиля. Он обучил их многому, поражая людей полнотой своих знаний. Однажды кто-то из людей спросил его: “О пророк Аллаха, есть ли на Земле хоть кто-то [или знаешь ли ты кого-либо], кто был бы более знающим, чем ты?”. Муса ответил: “Нет”, основываясь на том, что ему известно, а также из желания побудить людей брать знания, которые он доносил до них. Тогда Аллах сообщил ему, что у Него есть раб, который знает то, что неизвестно Мусе, и обладает откровениями, которых нет в свитках Мусы. Также Аллах сообщил ему, что его местонахождение — на пересечении двух морей. Муса всем сердцем захотел встретиться с ним, чтобы пополнить свои знания. Он попросил Аллаха разрешить ему это, и тогда Всевышний сообщил ему о месте их встречи.

Они (Муса и его помощник) взяли с собой рыбу в качестве провизии. Мусе было внушено: “Ты найдёшь Хидра на том месте, где потеряешь рыбу”. Когда Муса обнаружил, что потерял рыбу, то вернулся к тому месту, где это произошло, и встретил там Хидра. Всевышний Аллах поведал нам их историю в суре “Пещера”, начиная с 60-го аята:

«Вот Муса сказал своему слуге: “Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы”»,

вплоть до слов:

“…Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением” (Коран, 18:82).

Эта история содержит в себе большое количество полезных выводов, положений и правил. Обратим внимание на некоторые из них, с помощью Аллаха, упомянув наиболее важные моменты:

1. Эта история указывает на достоинство знания, его высокое положение, а также на узаконенность путешествий с целью требования знаний, и то, что знания важнее всего. Муса отправился в далекое путешествие в поисках знаний. На протяжении путешествия он столкнулся с трудностями. Также ему пришлось оставить пребывание со своим народом, их обучение и наставление (на какое-то время), пока он был в путешествии с целью пополнения знаний.
2. Отдавать предпочтение тому, что важнее. Человеку, в первую очередь, следует пополнять собственные знания, нежели оставлять это дело и занимать себя лишь обучением других. Напротив, ему следует учиться, чтобы затем обучать других.
3. Дозволенность иметь прислугу, которая бы помогала в подготовке еды или в достижении других удобств. Ее помощью можно пользоваться как находясь в путешествии, так и дома, подобно тому как это сделал Муса (мир ему и благословение).
4. Путешествие человека с целью получения знаний или сражения на пути Аллаха относится к поклонению. Также есть и другие виды путешествия, относящиеся к поклонению. Человеку лучше сообщить о цели своего путешествия или о том, что он ожидает от него, если в этом есть польза. В таком случае, ты и твой спутник знаете, чего вы ждёте от этого путешествия, и готовитесь к достижению цели, а также это является причиной для подбадривания в достижении такой достойной цели, как требование знаний. Подобно тому как Муса сказал своему слуге:
«Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы» (Коран, 18:60), так же и наш Пророк (мир ему и благословение) при совершении похода на Табук сообщил людям о цели своего похода, хотя обычно он скрывал, если намеревался предпринять поход куда-либо. Естественно, что в обоих случаях он руководствовался интересами мусульман.
5. Человек может причислять зло и недостатки, имеющие место в его жизни, к козням шайтана по примеру того, что сказал слуга Мусе:
“Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только дьявол заставил меня не вспомнить о ней…” (Коран, 18:63).
6. Человеку дозволено говорить о своих естественных потребностях, таких как усталость, голод, жажда, но только не в форме негодования и если он действительно испытывает эти чувства. Доводом являются слова Мусы:
“Подавай наш обед, ведь мы утомились в пути” (Коран, 18:62).
7. Прислугу следует выбирать сообразительного, понимающего, находчивого, чтобы с ним легче было работать.
8. Желательно угощать своего слугу тем, что ешь сам, и принимать пищу вместе с ним, подобно тому как это делал Муса. Из его слов:
“Подавай наш обед…” (Коран, 18:62), ясно видно, что они кушали его вместе.
9. В зависимости от того, насколько раб претворяет в жизнь приказы Аллаха, Он помогает ему в большей или меньшей степени. Аллах помогает в том деле, в котором есть Его довольство, так, как не помогает ни в каком другом. Муса и его слуга прошли долгий путь, пока не дошли до места слияния морей. Они не жаловались на протяжении всего пути, и лишь дойдя до назначенного места, почувствовали усталость. Тогда Муса сказал:
“…ведь мы утомились в пути” (Коран, 18:62).
10. Раб, которого они встретили (речь идёт о Хидре), не был пророком. Он был просто праведным, знающим рабом, которому внушались откровения. Аллах описал его как знающего раба, совершающего особенное поклонение, а также другими прекрасными качествами, однако не сообщил, что он был пророком или посланником. Что же касается его слов, сказанных в конце истории:
“Я не поступал по своему усмотрению” (Коран, 18:82), то они не указывают на то, что он был пророком. Это все лишь указание на то, что ему делались внушения и ниспосылались указания, которые могут происходить не только с пророками. Всевышний сказал:
“Твой Господь внушил пчеле…” (Коран, 16:68), а также:
«Мы внушили матери Мусы: “Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников”» (Коран, 28:7).
11. Существует два вида знания, которые Аллах дарует рабу: 1) знание, полученное путём изучения шариата, проявляя при этом старание; 2) знание, приобретаемое посредством божественных внушений, которые Аллах дарует тем из своих рабов, кого пожелает облагодетельствовать. Всевышний сказал:
“Мы одарили его (Хидра) милостью от Нас, и обучили из того, что Нам известно” (Коран, 18:65). Хидру была дарована большая доля из этого вида знаний.
12. Уважение по отношению к учителю и вежливость при обращении к нему. Муса сказал Хидру:
“Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?” (Коран, 18:66). Он сказал это в вежливой форме, как бы советуясь с ним, разрешает ли он сопутствовать ему или нет. Этими словами он показал, что нуждается в его знаниях и обучении, и надеется получить от него эти знания. Противоположностью этому являются высокомерные и гордые люди, которые показывают, будто они не нуждаются в том, чтобы кто-то их обучал. Для ученика нет ничего полезнее (в его взаимоотношениях с учителем), чем проявление нужды в нем и благодарность ему за обучение.
13. Скромность, проявляемая ради получения знаний, даже если ученик превосходит своего учителя, ведь, без сомнения, Муса имеет превосходство над Хидром.
14. Каким бы великим ни был учёный, он должен стараться приобрести отсутствующие у него знания у того, кто обладает ими, даже если он ниже по своей степени. Муса относится к числу величайших пророков, которых Аллах выделил, назвав их “улюль-азм”, т.е. решительными духом. Аллах даровал им знания, которыми не наделил других. Однако, Хидр обладал определенными знаниями, которых не было у Мусы, поэтому он очень желал обучиться у него.
15. Знание и другие заслуги следует относить к дарам и милостям Аллаха, и благодарить Его за эти милости.
“…чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?” (Коран, 18:66).
16. Полезное знание — это то, которое указывает на благо. Любое знание, заключающее в себе верное руководство и указывающее на благо, а также предостерегающее от зла или того, что может к нему привести, является полезным знанием. Все остальное либо может навредить, либо не принесёт пользы, в соответствии со словами:
“…чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?” (Коран, 18:66).
17. Человек, не умеющий проявлять терпение, находясь в компании со знающим человеком, и не обладающий достаточной силой воли, которая бы утвердила его на пути получения знаний, — не способен получить знания. Человек, не обладающий терпением, не получит знания. Тот же, кто проявит терпение, которое всегда будет сопутствовать ему, добьется всего, к чему стремится. Хидр простил Мусу за то, что он не смог проявить терпение при получении от него особых знаний [которыми сам Муса не обладал].
18. Человеку легче проявлять терпение в тех вещах, о которых у него есть знание. Если, к примеру, он знает, какая может быть польза от случившегося и что оно принесет благие плоды и последствия. Если же человек находится в неведении об этом, то ему бывает сложно проявлять терпение, в соответствии со словами Хидра Мусе:
“Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?” (Коран, 18:68).
19. Указание на то, что спешить с выводами относительно того или иного вопроса не правильно. Сначала следует обдумать и удостовериться [в выводе], чтобы понять, чего желал и намеревался достичь (оппонент).
20. События, осуществление которых ожидается в будущем, следует связывать с волей Аллаха, подобно тому как это сделал Муса, сказав:
“Если Аллах пожелает, то ты увидишь, что я терпелив, и я не ослушаюсь твоего веления” (Коран, 18:69). Как бы человек не был решительно настроен на осуществление чего-то, это ещё не значит, что он действительно сделает это. Так, Муса был решительно настроен проявлять терпение, однако, не смог этого сделать.
21. Если учитель считает, что его ученику лучше оставить вопрос о чем-то и дождаться, когда он сам обратит его внимание на это, то следует прислушаться к учителю. Например, учитель может посчитать, что его ученик сейчас не может понять какой-то вопрос, или может посоветовать ему не проявлять чрезмерную щепетильность и не задавать много вопросов, или не задавать вопросы, не связанные с темой.
22. Дозволенность плавать по морю, если нет в этом опасности.
23. Человек, забывший о чем-либо, не наказывается, и не имеет значения, касается ли это прав Аллаха или рабов. Когда Муса забыл о данном обещании не спрашивать Хидра ни о чем, пока он сам не сообщит ему, он сказал:
“Не наказывай меня за то, что я позабыл…” (Коран, 18:73). Исключением является случай, когда по причине чьей-то забывчивости губится чужое имущество. В таком случае забывший должен понести ответственность и возвратить нанесенный ущерб.
24. Человеку надлежит по-доброму относиться к людям, проявляя к ним снисходительность. Нельзя нагружать людей тем, что им не по силам, что тяжело перенести или что притесняет их. Это отталкивает людей. Напротив, следует облегчать людям их дела.
25. Поступки воспринимаются так, как они выглядят внешне, и от этого зависит постановление, выносимое относительно них в этой жизни. Муса (мир ему и благословение) стал порицать Хидра, когда тот продырявил лодку бедняков, а также за то, что он убил мальчика. Муса сделал это, руководствуясь общими принципами и пренебрегнув своей договоренностью с Хидром о том, что не будет его ни о чем спрашивать и возражать ему, пока тот сам не поведает Мусе.
26. В этой истории указание на известное правило, которое гласит: “из двух зол следует выбирать наименьшее”. Также можно пренебречь меньшей пользой ради достижения большей. Конечно же, убийство ребёнка является злом. Однако, было бы намного большее зло, если бы он вырос и отвратил своих родителей от религии. Чисто внешне может показаться, что благо в том, чтобы ребенок остался в живых. Однако, нахождение его родителей на прямом пути и на верной религии важнее этого. Поэтому Хидр убил его после того, как Аллах открыл ему действительное положение вещей. Внушения, которые делались ему, были подобны ясным доводам, которыми руководствуется обычный человек.
27. Другое важное правило: “Если того требует необходимость, человек может воспользоваться чужим имуществом без разрешения, даже если это повлечет за собой некоторые убытки для владельца имущества. Это разрешается, если требуется отдалить от владельца имущества какое-нибудь зло”. Так, Хидр продырявил лодку, дабы привести ее в негодное состояние, чтобы деспотичный правитель, который отнимал все целые лодки, не отнял ее у бедняков. Можно ещё очень долго говорить о пользе этих двух правил.
28. Работа на море дозволена, как и работа на суше, в соответствии со словами Всевышнего:
“Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море” (Коран, 18:79).
29. Убийство — это один из самых больших грехов.
30. Аллах оберегает праведного раба так же, как оберегает его потомство и то, что связано с ними. Всевышний сказал об отце двух сирот:
“Их отец был праведником” (Коран, 18:82). [По повелению Аллаха, Хидр укрепил стену, под которой был их клад, дабы они выросли и воспользовались им], поэтому помогать праведным людям и делать то, в чем есть благо для них, предпочтительнее, чем делать то же самое в отношении других. Когда Хидр поднимал стену, под которой был клад сирот, он объяснил свое действие тем, что
“их отец был праведником” (Коран, 18:82).
31. Необходимо правильно и благонравно выражаться, когда речь идет об Аллахе. Так, Хидр причислил к своим деяниям то, что он испортил корабль, сказав:
“Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все неповрежденные корабли” (Коран, 18:79). Что же касается блага, то он возложил ответственность за это на Аллаха, сказав:
“Твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа” (Коран, 18:82). Более того, подобное благонравие наблюдается и в отношениях Ибрахима со своим Господом, когда он сказал:
“Который исцеляет меня, когда я заболеваю” (Коран, 26:80) [Ибрахим сказал “я заболеваю” и не сказал, что Аллах посылает ему болезнь]. Джинны же сказали:
“Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь” (Коран, 72:10). Все они [и Хидр, и Ибрахим, и джинны] знали, что все совершается по воле и предопределению Аллаха [однако в своих высказываниях они не приписывали плохие происшествия к повелению Аллаха, проявляя тем самым благонравие по отношению к Господу миров].
32. Раб [Аллаха] ни в коем случае не должен расставаться со своим товарищем и покидать его в пути. Напротив, он должен крепко держаться за него, даже если чувствует, что терпение его на исходе. Взаимопонимание товарищей, если, конечно, это не касается порицаемых дел, является причиной для продолжения их дружбы и ее укрепления. В то же время, отсутствие понимания является причиной разлада между ними.

Имам Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Sunna-Portal.com
Проверил: Рамин Муталлим

Ответить

Вернуться в «О ПРОРОКАХ АЛЛАХА»