С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
От переводчика
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием!
А затем:
По милости Аллаха ко мне в руки попала книга «Воспитание детей в свете Корана и Сунны», автором которой является шейх ‘Абдус-Салям ибн ‘АбдиЛлях ас-Суляйман. Я нашел ее весьма полезной и востребованной для мусульман, и в связи с тем, что в силу различных причин у русскоязычных читателей нет достаточной литературы на эту тему, я, с соизволения Аллаха и с Его помощью, решил перевести ее.
Почему я предпочел именно эту книгу для осуществления перевода? Потому что к этой кни-ге написал предисловие современный крупнейший ученый-богослов шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан (да хранит его Аллах), известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. Также потому, что автор в ней затрагивает вероубеждение (акиду) и методологию (манхадж), которых придерживались первые поколения мусульман. Читая эту книгу, нам становится ясно, что автор придерживается тех убеждений, на чем был Посланник Аллаха (ﷺ) и на чем были его сподвижники. Особенно это проявляется, когда автор затрагивает тему необходимости воспитывать детей так, чтобы они любили ученых и мусульманских правителей. Потому что любовь по отношению к ученым и приверженцам истины являлась для праведных предшественников (саляфов) критерием истинного пути, ибо любовь к ним – это любовь к религии и знаниям, а ненависть к ним – это ненависть к религии и знаниям.
Конечно, я не думаю, что в этой книге будет упоминаться что-то новое, что прежде не упоминалось, в особенности, когда, по милости Аллаха, существуют знающие братья, которые до-носят до мусульман правильный манхадж (путь) Пророка (ﷺ), за что мы воздаем хвалу Аллаху, Господу миров! Но я надеюсь, что это статья послужит причиной напоминания, как сказал Всевышний Аллах: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Аз-Зарийат, 55).
Искренне желаю каждому из тех, кто прочитает эту книгу, извлечь для себя пользу из имеющихся в ней наставлений и найти ответы на интересующие вопросы.
Прошу Живого и Вечносущего Аллаха вознаградить автора этой книги за все усилия, которые он приложил для написания данной книги!
Прошу также Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника!
Абу Сумая Казахстани
1433х – 2012г.
Предисловие члена Комитета крупнейших ученых-богословов КСА,
шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана
С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
А затем:
Ознакомившись с данной книгой, которая называется «Воспитание детей в свете Корана и Сунны», автором которой является шейх ‘Абдус-Салям ибн ‘АбдиЛлях ас-Суляйман, я нашел ее полезной, затрагивающей важные темы. Автор отлично составил эту книгу, поднимая в ней полезные вопросы. В связи с этим я прошу Аллаха вознаградить автора добром и сделать его труд полезным. Да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
5 раби’ уль-сани 1426 г.х.
Введение автора
С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах пророка Мухаммада от всякого зла!
А затем:
Всевышний Аллах наделил Своих рабов великими милостями, и одной из величайших милостей Аллаха является праведные дети. И это является праведным деянием для родителя, как при их жизни, так и после их смерти. Как сообщил об этом Пророк (ﷺ) в хадисе Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что «когда человек уходит из жизни, все его деяния прекращаются, кроме трех», и среди прочего упомянул «праведного ребенка, который взывает к Аллаху за него» (Муслим 1631).
Поэтому забота пророков и праведников о своем потомстве была огромной, поскольку дети являются причиной великого блага. Многие люди пренебрегают этим, и особенно в наше время, насыщенном развлечениями, праздностью и искушениями. Многие из них не ведают о пророческом руководстве, которое помогает в воспитании детей и является одним из важнейших вопросов, на которое мусульманин обязан обращать внимание и следовать ему, поскольку в нем имеются причины (успешности) воспитания детей, на которые указал Пророк (ﷺ).
В этой небольшой книге я собрал по мере своих сил из Корана и Сунны материалы относительно воспитания детей, и быть может, этот труд станет помощью и пособием для родителей в воспитании их детей.
Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом. Также я не забываю поблагодарить нашего шейха — Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана за его предисловие к этой книге. Прошу Аллаха поместить это его дело на чашу Весов с его добрыми деяниями и дать ему баракат (благодать) в его времени и знаниях.
‘Абдус-Салям ибн ‘АбдиЛлях ас-Суляйман
Дети являются милостью от Аллаха и даром от Него
Дар или подарок — это то, что дарят без возмещения.
Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Аш-Шура, 49-50).
Ибн 'Атыйа (да смилуется над ним Аллах) в своем толковании «Аль-мухарру аль-уажиз» говорил: "Всевышний Аллах начал в этом аяте с девочек, уделяя им внимание, дабы (люди) заботились о них, оберегая их и проявляя к ним добро. Уасиля ибн аль-Аска' (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, для женщины является счастьем то, что она рожает девочку прежде мальчика, поскольку Всевышний Аллах начал с девочки».
«...счастьем для женщины» - то есть из бараката (благодати) и признаков ее счастья в этом мире прежде будущей жизни".
Люди делятся на четыре категории:
Исхак ибн Бишр говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении пророков, затем он распространяется на всех людей:
1- Пророк Лут (мир ему) был отцом дочерей и не имел сыновей.
2- Пророк Ибрахим (мир ему) являлся отцом сыновей и не имел дочерей.
3- Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) являлся отцом (детей) из обоих полов: как мужского, так и женского.
4- Пророк Яхйа ибн Закарийа был бесплодным».
Дети являются украшением и искушением
1 – Дети – это украшение
Всевышний Аллах сказал: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (аль-Кахф, 46).
Также Всевышний Аллах сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями» (Аль-Имран, 14).
2 - Дети являются искушением
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда» (ат-Тагабун, 15).
Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) поднялся на минбар, чтобы обратиться с проповедью к людям, но увидев, как аль-Хасан и аль-Хусейн (его внуки) ходят и спотыкаются, он прервал свою проповедь, спустился вниз, подошел к детям, взял их на руки, потом снова поднялся на минбар и сказал: «Был правдив Аллах, когда сказал: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением». Я увидел, как эти двое ходят и спотыкаются в своих рубахах, и тогда я не стерпел пока не взял их на руки!» (Абу Дауд 1109, Ибн Маджа 3600 и др.).
3- Дети отвлекают родителей от подчинения Аллаху
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (аль-Мунафикун, 9).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Дети являются причиной проявления трусости и скупости» (Ахмад «аль-Муснад» 29/104 и Ибн Маджа 3666).
Проявление трусости: то есть, отец боится совершать джихад на пути Аллаха, боясь умереть.
Проявление скупости: То есть, это качество (скупость) удерживает отца от подаяния милостыни (садака) и (выплаты) закята из-за того, что он расходует на своих детей.
Мольба пророков и праведников о наделении праведным потомством
Мольба пророка Закарийи
Всевышний Аллах сказал: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Аль-Имран, 38).
Одно из взываний праведников
Сказал Всевышний: «Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркан, 74).
О том, какую пользу получают родители от праведных детей
Праведные дети — милость Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это - благое дело, которое продолжается (приносит пользу) и после его смерти; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него» (Муслим1631).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, возвысят степень мужчины в раю. После чего он спросит: «А каким образом возвысилась моя степень?» Затем ему ответят: «По причине сына твоего, который просил у Аллаха прощения за тебя» (Ахмад в «Муснад» 16/356-357 и ибн Маджа 3660).
Пророк (ﷺ) также сказал: «(Есть) Семь деяний, награда которых доходит до раба даже после его смерти, тогда как он уже будет в могиле. А это – знания, которым он обучил людей; река, к которой он проложил дорогу; колодец, который он вырыл; пальма, которую он посадил; мечеть которую он построил; Коран, который он оставил в наследство; праведный сын, который после его смерти просит Аллаха, чтобы Он простил его» (Ибн Маджа 242 и ибн Хузайма в «Сахих» 4/121).
О том, что является обязательным воспитывать детей в духе покорности Аллаху
Является обязательным для отцов и матерей обратить особое внимание на правильное воспитание своих детей, чтобы это стало для них благочестивым деянием во время их жизни и после их кончины.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим, 6).
Также Всевышний Аллах сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход - за богобоязненностью» (Та-ха, 132).
Сообщается, что ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем для своих подданных и несет ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству» (аль-Бухари 893 и Муслим 1729).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (несовершение) этого начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно» (Абу Дауд 495).
От АбдуЛлаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (ﷺ) сказал: «Достаточно мужчине греха, если он погубит тех, кого обязан содержать» (Абу Дауд 1692).
Виды наставления (хидайа)
Многие люди не совершают причины, которые способствуют воспитанию их детей. Они не жертвуют причинами, посредством которых их дети растут в духе богобоязненности и любви к совершению добра. В результате их дети впадают в прегрешения, причиняя вреда людям.
Наставление к прямому пути делится на два вида:
1 - Указание и разъяснение
Вот этот вид является требуемым от всех. Это указание людям на добро и побуждение их к совершению благих деяний и к оставлению порицаемых. И об этом виде наставления упоминается в словах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (аш-Шура, 52).
2 - Помощь, внушение и принятие
Этим видом не владеет никто, кроме Аллаха. Поистине, Он наставляет на прямой путь, кого пожелает, по милости Своей. Всевышний сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (аль-Касас, 56).
Также Всевышний сказал: «На тебя возложено только донесение» (аш-Шура, 48).
Всевышний Аллах также сказал: «Вести их прямым путем — не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает» (аль-Бакара, 272).
Действия, предпринимаемые для воспитания детей
1 - Сначала мы начинаем исправлять самих себя
Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (ат-Тахрим, 6).
Праведность отца и матери является главнейшей причиной, способствующей воспитанию детей, поскольку они для них являются образцом для подражания. Дети подражают своим родителям: и если сын подражает отцу, то дочка подражает матери. Сказал Всевышний Аллах: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и ни-сколько не умалим их деяний» (ат-Тур, 21).
2 – Выбирать для своих будущих детей праведную мать
Поистине, тот, кто желает спелые плоды, ищет хорошую землю. Одна из мудростей брака — рождение праведных детей, которые будут поклоняться одному лишь Аллаху и которые станут сбережением для своих родителей. Пророк (ﷺ) сказал: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах, и я буду гордиться вашим числом перед другими общинами в Судный День» (Абу Дауд 2050, ан-Насаи 3227 и др.).
Пророк (ﷺ) разъяснил людям мерило в выборе жены, сказав: «Женщину берут в жёны из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее происхождения, из-за ее красоты и из-за ее религии. Добивайся же той, которая привержена религии (праведна), иначе ты проиграешь!» (аль-Бухари,5090 и Муслим, 1466).
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса, 34).
Покорны: то есть, которые подчиняются своим мужьям и оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие.
Посланник Аллаха (ﷺ) хвалил ту женщину, которая привержена религии, сказав: «Не сообщить ли вам о наилучшем из того, что копит мужчина? Это праведная женщина» (аль-Хаким в «Мустадрак» 2/363).
Однажды некий мужчина явился к 'Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), жалуясь на непослушание своего сына. Затем он привел своего сына к 'Умару, и 'Умар начал его порицать за ослушание. После чего сын того мужчины спросил 'Умара: «Разве не имеются обязанности отца перед своим сыном?» На что 'Умар ответил: «Конечно (есть)». Тогда он спросил: «А в чем состоит обязанность отца перед своим сыном?». В ответ на это 'Умар сказал: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее имя и научил его Корану». Затем сын сказал: «Поистине, мой отец ничего из этого не сделал. Что касается моей матери, то она чернокожая (рабыня), которая принадлежала огнепоклоннику. И отец назвал меня именем «Жук» и не научил меня даже од-ной букве из Корана». После чего 'Умар повернулся к этому мужчине и сказал: «Ты пришел ко мне, жалуясь на непослушание своего сына, тогда как ты сам ослушался его, прежде чем он проявил непослушание тебе».
Абу ал-Асуад ад-Дуали сказал своим сыновьям: «Я уже проявил благодеяние ко всем вам, к старшим и младшим среди вас, до того, как вы появились на свет». Затем они его спросили: «А ка-ким образом ты сделал для нас добро до того, как мы еще не родились?». На что он ответил: «Выбрал для вас мать, по причине которой не оскорбляют (вас)».
Будущая мать также ищет для себя праведного мужа
Как мужчина ищет для себя праведную супругу, точно так же и женщина выбирает для себя праведного мужа.
От Абу Хурейры (да смилуется над ним Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если к вам придет свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте за него замуж. Иначе на земле распространится смута и великое нечестие» (ат-Тирмизи 1084, Ибн Маджах 1967 и аль-Хаким 2/179).
Поэтому мы видим, что прочной основой, на которой основывается выбор между супругами, является религия и нрав; и это то, посредством чего воплощается правильное воспитание детей.
Также желательно мужу в первую брачную ночь приложить руку ко лбу жены и сказать: «Аллахумма инни ас’алюка мин хайриха уа хайри ма джабальтаха ’алейх, уа-а’узу бика мин шарриха уа-шарри ма джабальтаха ’алейх! (О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от нее добра и всего доброго, чем Ты ее одарил! И прибегаю к Тебе от ее зла и от всего злого, чем Ты ее наделил)». После чего совершить совместно с ней намаз в два рак’ата (аль-Хаким в «Мустадрак» 2/202).
3- Поминание имени Аллаха перед совокуплением с женой
Одной из причин, которая способствует получению праведного сына, является мольба при половом сношении.
От Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если любой из вас перед совершением полового сношения со своей женой скажет: «Бисми-л-Лях! Аллахумма джаннибна-ш-шайтан, ва джанниби-ш-шайтана ма разактана!(Во имя Аллаха! О Аллах! Удали шайтана от нас и от того, чем Ты наделил нас!)» , - и если Аллах предопределил для них иметь ребенка, то шайтан уже не сможет повредить ему». В другой версии этого хадиса, передаваемой аль-Бухари, сказано: «Шайтан уже никогда не сможет повредить ему» (аль-Бухари 141 - 5165 и Муслим 1434).
Относительно слов Посланника (ﷺ) «Шайтан уже никогда не сможет повредить ему» ученые давали различные пояснения:
1 - То, что шайтан никогда не возьмет власть над ним, по причине зикра (поминания) при совокуплении.
2 - То, что шайтан никогда не сможет поразить его.
3 - То, что шайтан никогда не сможет повредить его телу.
4 - Что касается Ибн Дакика аль- 'Иида, то он говорил: «Также, быть может, и не повредит его религии». А ад-Дауди относительно значения слов «он ему не повредит» говорил: «То есть не совратит его с религии к неверию. И здесь не подразумевается то, что ребенок будет защищен от совершения греха» (См.: «Фатхуль-Бари» 9/285-286).
Смысл здесь заключается в том, что Аллах оберегает этого ребенка от прикосновения шай-тана и его вреда по причине бараката (благодати) этого зикра (поминания), на который указал Пророк (ﷺ) .
4 - Один из вопросов, который имеет связь со здоровьем детей и с их воспитанием — проявление матерью повышенной внимательности в течении своей беременности
А это подразумевает не употребление и не совершение того, что повредит беременности или что послужит причиной уродливости развивающегося в утробе матери зародыша. Например:
1 - Снадобья, лекарства, лучи и т.п.
2 - Тяжелые работы.
3 - Курение, как со стороны матери, так и со стороны отца.
4 -Употребление наркотиков и опьяняющих напитков (вследствие чего ребенок рождается пьяным, поскольку зародыш кормится тем, чем питается мать).
Возвещение о радостной вести, когда на свет появляется ребенок
Если Аллах наделит мусульманина ребенком, то Сунной для него является возвещение о ра-достной вести, как только родится ребенок. И будет это радостной вестью о появлении на свет ребенка. Как сказал Всемогущий и Великий Аллах: «О Закария! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья» (Марьям, 7).
Также Всевышний Аллах сказал: «Тогда мы обрадовали его (пророка Ибрахима) вестью о выдержанном мальчике» (Ас-Саффат, 101).
Также Всевышний сказал: «Мы обрадовали его вестью об Исхаке — пророке из числа праведников» (Ас-Саффат, 112).
Аллах также сказал: «Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия 'Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных» (Аль-'Имран, 45).
Суджуд аш-шукр (земной поклон в знак благодарности Аллаху)
Сунной является для мусульманина совершить земной поклон Аллаху, когда к нему явится милость от Аллаха. Суджуд аш-шукр является узаконенным действием, более того желательность его усиливается при получении какой-либо милости и устранении бедствия. Это простой один земной поклон, подобно земному поклону «ат-тиляуа» (земной поклон во время чтения Корана).
Когда до Пророка (ﷺ) доходила радостная весть, он совершал земной поклон, проявляя этим благодарность Аллаху (Абу Дауд 2774).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, я испросил у своего Господа для своей общины и заступился за нее. После чего Он дал мне одну треть для моей общины. Затем я совершил зем-ной поклон своему Господу. После чего, подняв голову, я испросил у своего Господа для своей общины, и мне была дана одна треть для моей общины. Затем я совершил земной поклон своему Господу, благодаря Его. Потом я снова поднял голову и испросил у своего Господа для своей общины, и мне была дана еще одна треть для моей общины, после чего я совершил земной поклон своему Господу» (Абу Дауд, 2775. Шейх Альбани назвал хадис слабым «Да’ифа Абу Дауд» 2775 – прим. пер).
Также и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, когда ему сообщили о завоевание «аль-Йамамы» (аль-Байхаки в «Сунан аль-кубра» 2/371).
Также Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, когда его обрадовали вестью о принятии Аллахом его покаяния (аль-Бухари 4418, Муслим 2769).
5- Достоинство воспитания дочерей в исламе
К великому сожалению, когда некоторым людям возвещают о рождении девочки, то они выявляют свое недовольство этому. И подобное поведение является одним из качеств многобожников, которых Аллах порицает в своих словах: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (ан-Нахль, 58-59).
Ведь не знает человек, в чем благо для него. Всевышний Аллах сказал: «...и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (ан-Ниса, 19).
Точно также и дочери, быть может, для человека в дочерях много добра как в этом мире, так и в будущем. И достаточно в проявлении неприязни к дочерям того, что тем самым человек проявляет неприязнь к тому, что Аллах пожелал ему.
Некоторые люди обходятся со своими бедными женами плохо из-за того, что они родили им дочерей. Быть может, даже бросают их, или разводятся, или причиняют им зло и укоряют их. Разве он не страшится наказания Аллаха за свое несправедливое отношение к своей жене?! Остановись и поразмышляй: разве выбор иметь детей в руках твоей жены или это в руках ее Творца?! Разве негодование, сетование и отсутствие довольства не являются преступлениями по отношению к Божественной Сущности?! Также знай, что Аллах наделил девочками тех, кто перед Аллахом является благороднее, чем ты. Например, пророков Лута и Шу'айба (мир им обо-им). А сыновья пророка Мухаммада (ﷺ) не жили (по причине их смерти), и Аллах дал баракат ему в его дочери Фатиме и ее потомстве.
Один из интересных передаваемых рассказов
Жил однажды некий мужчина, которого прозвали Абу Хамза ад-Даббий, который женившись на женщине очень хотел, чтобы она родила ему сына. Однако она ему родила дочку, в связи с этим он, из-за сильного гнева, покинул палатку своей супруги и ночевал в другом месте. После чего в один из дней он проходил мимо палатки своей супруги, которая развлекала свою дочь, и говорила:
«Что с Абу Хамзой, который не приходит к нам,
пребывая в доме, который расположен рядом с нами.
Он недоволен тем, что мы не родили ему сыновей.
Клянусь Аллахом, это не в наших руках,
поистине, мы принимаем то, что нам было дано.
Мы подобны земле: сеющий сеет в нас,
мы же взращиваем то, что посеяли в нас».
И Абу Хамза не переставал слушать эти стихи, пока его не покорило отцовское сострадание. Затем он вошел в дом и поцеловал жену и дочь в лоб. (См.: «Аль-байаан уат-табъийн»1/108).
Воспитание дочерей в исламе является одной из причин вхождения человека в рай
Джабир ибн АбдуЛлах (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Кто, будучи отцом троих дочерей, предоставит им приют, будет проявлять к ним милость, содержать их и выдаст их замуж, для того рай станет обязательным». Затем его спросили: "А если он будет иметь двух дочерей?". Пророк (ﷺ) ответил: «И даже если будет иметь двух дочерей» (Имам Ахмад в "аль-Муснад" 14247 и аль-Бухари в "Адабуль-муфрад", 78 ).
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто будет содержать двух дочерей, пока они не достигнут совершеннолетия, будет в Судный день со мной», - и присоединил свои два пальца (Муслим 2631 и Тирмизи 1915).
В другой версии хадиса Пророк (ﷺ) сказал: «… войду я и он в рай подобно этому», - и показал средний и указательный пальцы (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 894 и Хаким в "Мустадрак" 7350).
Достоинство воспитания одной дочки
От ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Того, кто, имея одну дочь, не закопал ее заживо, не унижал ее и не предпочитал своего сына над ней, Аллах поселит в раю» (Абу Дауд 5146 и Ахмад в "Муснад" 1957. Шейх Альбани назвал хадис слабым «Да’ифа Абу Дауд» 5146 – прим. пер).
Достоинство воспитания двух дочерей или двух сестер
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто будет содержать двух или троих дочерей, или же двух или троих сестер, пока одна из них не будет нуждаться в его заботе, или же пока он не покинет их по причине своей смерти, я и он будем в раю вот таким образом», - и указал на свой средний и указательный пальцы. (Ахмад,12498 и Ибн Хибан в "Сахихе", 447).
Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Обязанностью каждого, кто услышит этот хадис, является совершение дел в соответствии с ним, дабы быть спутником Пророка (ﷺ) в раю. И нет наилучшей степени в будущей жизни, чем это» (См.: "Фатхуль-Бари" 10/536-6005).
6 - Чтение азана в ухо ребенка
Еще одной сунной, согласно которой желательно поступать мусульманину, является чтение азана в ухо ребенка (Здесь следует уточнить, что чтение азана на ухо новорожденному не является сунной, так как хадис об этом недостоверен, как указывали ученые - прим.пер).
Передал Абу Рафи’ (да будет доволен ими обоими Аллах) от своего отца, который рассказывал: «Я видел, как Посланник Аллаха (ﷺ) читал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима» (Абу Дауд 5105. Шейх Альбани назвал хадис слабым в "ас-Сильсиля ад-да’ифа" 1/491. Этот хадис назвали слабым также хафиз Ибн Хаджар и имам аль-Мунауи в "Тальхысуль-хабир" 4/149, "Файдуль-Кадир" 5/217 – прим. пер).
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сказала группа ученых из числа наших соратников, что азан желательно произносить в правое ухо младенца, а икама – в левое его ухо».
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Причина произношения азана, а Аллаху об этом лучше известно, состоит в том, чтобы первое, что прозвучало в ухо младенца, были слова, содержащие в себе величие Аллаха и свидетельство, которое является первым, посредством чего входят в ислам. Такой поступок будет подобен внушению ему девиза ислама перед вхождением в мирскую жизнь, так же как напоминают слово единобожия во время его ухода из мимолетной жизни. И при этом не отрицается, что след азана повлияет на сердце ребенка, даже если он не ощутит этого. Также в чтении азана в ухо младенца есть и другая польза - обращение в бегство шайтана от слов азана» (См.: «Тухфатуль-маулюд» 25 – прим. ред).
7 - Ат-Тахник
Одной из сунн, в соответствии с которой желательно действовать мусульманину, является ат-тахник.
Ат-Тахник—это разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба ново-рожденного.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (ﷺ), который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него баракат и отдал его мне» (аль-Бухари 6198 и Муслим 2145).
Передается от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что она рассказывала о том, когда родила 'Абдуллаха ибн аз-Зубайра, следующее: «Принесла я новорожденного Пророку (ﷺ) и положила его ему на колени. После этого он велел принести ему финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха (ﷺ). А затем Пророк (ﷺ) помазал этой кашицей его небо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него баракат» (аль-Бухари 3909 и Муслим 2146).
Ат-Тахник совершают после рождения, а смысл такого поступка заключается в том, чтобы младенец приучился к еде и укрепился для этого.
Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) писал: «Первое, что используют для ат-тахника – это сушеный финик, но если нет возможности найти сушеный финик, то можно использовать свежий финик, в противном случае можно использовать что-либо сладкое, и пчелиный мед предпочтительнее, нежели другие сладости» (См.: "Фатхуль-Бари" 9/728).
Также одним из доводов законности совершения ат-тахника после рождения ребенка и желательности такого поступка служит хадис, передаваемым Анасом ибн Маликом (да будет до-волен им Аллах), который рассказывал: «Однажды когда Абу Талхи не было дома, у него заболел и умер сын. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как мальчик?» Умму Сулейма ответила: «Он спокоен, чем был прежде». После чего она подала ему ужин, затем он, поужинав, лег спать с женой. А после того, как они совершили (близость), она сообщила ему о том, что их сын умер. После этого Абу Тальха утром отправился к Посланнику Аллаха (ﷺ) и сообщил ему о том, что у них произошло. Затем Посланник Аллаха (ﷺ) спросил его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». После чего Пророк (ﷺ) произнес: «О Аллах дай им бакарат в их прошлой ночи». После этого Умму Сулейма родила сына и отправила его к Пророку (ﷺ), передав вместе с ним несколько фиников. После чего Пророк (ﷺ) взял его и сказал: «Есть ли с ним что-нибудь (для тахника)?». Ему ответили: «Да, несколько фиников». Затем Пророк (ﷺ) взял их, разжевал и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Затем Пророк (ﷺ) помазал этой кашицей его небо и назвал его 'АбдуЛлах» (Аль-Бухари 5470 и Муслим 2144).
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Ученые сошлись в желательности тахника для ребенка, после его рождения».
8 - Дать ребенку хорошее имя и кунью
Поистине, одна из обязанностей отца перед сыном - дать ему красивое имя, так как в хадисе, которое передал Абу Дауд, было сказано: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (Абу Дауд, 4948).
От 'Айши (да будет доволен ею Аллах) было передано, что Пророк (ﷺ) менял имена, которые несли под собой нехорошие значения (Ат-Тирмизи 2839).
Также Пророк (ﷺ) поменял имя Абу Бакра ибн 'Абдуль-Ка'ба на 'Абдул-Ллах (См.: «Сейру А'ляму ан-Нубаля» стр.7.).
Также первоначально 'Абдур-Рахмана ибн 'Ауфа звали — 'Абдуль-Ка'б (раб Ка'бы), после чего Посланник Аллаха (ﷺ) назвал его Абдур-Рахманом (См.: «Тахзиб аль-Камаль» 17/324).
Также Пророк (ﷺ) заменил имя 'Асыйи (Непокорная) бинту Сабит ибн Абу аль-Аклях, назвав ее Джамиля (Красивая) (Муслим 2139).
Пророк (ﷺ) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘АбдуЛлах и ‘АбдуррРахман» (Муслим 2132).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков, а самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» (Абу Дауд 4950).
Са’ид ибн Ал-Мусаийб (да смилуется над ним Аллах) передавал от своего отца, что однажды Пророк (ﷺ) спросил его: «Как тебя зовут?». Он сказал: «Хазн (Тяжкий)» Пророк (ﷺ) сказал ему: «Напротив, ты Сахль (Легкий)». После этого отец Са’ида ибн аль-Мусаийба сказал: «И я не поменял свое имя, которое дал мне мой отец» (аль-Бухари 6190). После чего Са’ид ибн Ал-Мусаийб сказал: «И не переставали мы после этого пребывать в тяжком положении».
Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь указание на то, что веление давать красивое имя и изменять имя на лучшее не являться обязательным, а являться желательным» (Фатхуль-Бари 10/705).
Также Посланник Аллаха (ﷺ) менял даже те имена, которые содержат в себе восхваление его обладателя. Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что первоначально Зейнаб звали Барра (Благочестивая). Затем (люди) начали говорить: «Она как бы восхваляет себя», - после чего Посланник Аллаха (ﷺ) назвал ее Зейнаб (аль-Бухари 6192 и Муслим 2141).
Также и Джувайрийю в начале звали Барра, после чего Посланник Аллаха (ﷺ) поменял ее имя на Джувайрийа. И Пророку (ﷺ) не нравилось, чтобы говорили: «Пророк вышел из дома Барры» (Муслим 2140).
Ибн Каийм (да смилуется над ним Аллах) упоминал, что имена имеют влияние на их обладателей, так же, как и их обладатели влияют на свои имена относительно красоты и невзрачности, легкости и тяжести. Как говорят: «Редко обратит внимание твой взор на носителя прозвища, если только ты не поразмышляешь над значением его прозвища» (См.: «Заду аль-Ми'ад» 2/307).
Также Пророк (ﷺ) в день Худайбийи (в год заключения перемирия), когда подошел к ним Сухайль, имя которого означает «легкий», истолковал его прибытие тем, что дело их облегчится, что действительно так и произошло (аль-Бухари 2731).
Кунья
Что же касается куньи, если эта хорошая кунья, то она оказывает влияние на человеческие сердца и оказывает почтение тому, кому дали кунью. Сказал один из поэтов: «Я даю ему кунью, когда зову его, чтобы этим самым оказать ему уважение, и я не даю ему прозвище, ибо нехорошим поступком является - давать кому-то прозвище».
Кунья - это все, что начинается с "Абу" (отец) такого(ой)-то или "Умму" (мать) такого(ой)-то. А лакаб — это прозвище, из которого понимается определенное описание, и в основном ее при-меняют для порицания, в отличие куньи, поскольку кунья считается оказанием почтения, даже по отношению к детям.
Пророк (ﷺ) даже дал кунью Абу 'Умайру тогда, когда он был еще маленьким. Пророк (ﷺ) подшучивая над ним, говорил ему: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6203).
'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Спешите давать вашим детям ку-ньи, дабы не поспешили к ним нехорошие прозвища» (См.: Ибн Муфлих «Аль-Адаб аш-Шари'а», 1/480).