Одним из больших грехов является злословие за спиной мусульманина

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Одним из больших грехов является злословие за спиной мусульманина

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

Одним из больших грехов является злословие за спиной мусульманина

Одной из распространенных болезней языка является злословие (гыйба) за спиной мусульманина.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) спросил сподвижников: «Знаете ли вы, что такое гыйба?». Сахабы ответили: "Аллах и Его Посланник знают лучше". Пророк (ﷺ) сказал: «Гыйба — это когда ты говоришь что-то о своем брате-мусульманине, что ему не понравится». Затем Пророка (ﷺ) спросили: "Что, если то, что я сказал о своем брате, правда?" Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Если то, что ты сказал, присуще ему, то ты сделал на него гыйбу, а если этого нет в нем, то ты возвел на него ложь» (Муслим 2589).
Таким образом, гыйба - это когда ты говоришь что-то о мусульманине, что ему не понравилось бы, если бы это дошло до него, независимо от того, упоминаешь ли ты его телосложение, происхождение, нрав, поступки, слова, религию, одежду, дом, машину и другие вещи, которые с ним связаны, или говоришь о нем намеками, все это считается гыйбой.
Всевышний Аллах сказал: «...и не злословьте за спиной друг друга. Кто-нибудь из вас хочет есть мясо своего мертвого брата? Вам это противно! (Посему не злословьте за его спиной). Бойтесь Аллаха (через выполнения Его приказов и избегание Его запретов)! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Дарующий милость» (Сура "Аль-Худжурат" аят 12).
Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Я сказала Пророку (ﷺ) о Сафии, что она такая-то, то есть невысокого роста. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Воистину, ты сказала слово, которое осквернило бы море, если бы оно смешалось с ним»".
Аиша также сказала: "Однажды я изобразила одного человека перед Пророком (ﷺ). Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не хотел бы я изображать кого-то, даже если бы мне за это дали то-то и то-то!»" (Абу Дауд 4875 и ат-Тирмизи 2502).
Джабир ибн 'Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды, когда мы были вместе с Пророком (ﷺ) появился зловонный запах мертвечины. Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) спросил: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, кто злословит за спиной верующих мусульман»" (Ахмад 14784, аль-Бухари в "аль-Адаб аль-Муфрад" 732).
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (ﷺ) сказал: «Когда я был вознесен (на небеса в ночь аль-Исра и аль-Ми'радж) я проходил мимо людей, у которых были медные ногти,  которыми они раздирали себе лица и грудь.  Я спросил ангела Джибрила: "Кто они?" Он ответил: "Это те, кто ел мясо людей и посягал на их репутацию» (Абу Дауд 4878 и Ахмад 13340).
Это доказательство того, что злословие (гыйба) за спиной людей и посягательство на их репутацию является одним из величайших грехов!
Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, ваша кровь, имущество и репутация запретны для вас» (аль-Бухари 4406 и Муслим 1679).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Каждый мусульманин для другого мусульманина является запретным. Запретны его кровь, имущество и репутация» (аль-Бухари 6064 и Муслим 2564).
Делающий гыйба отдаст в Судный день свою награду за благодеяния тому мусульманину, за спиной которого злословил. Он раздаст свои награды чужим людям, за чьими спинами он делал гыйба. Но если уж на то пошло, лучше отдал бы эти награды своим родителям, чем раздавать их другим. 
Ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если бы я злословил за чьей-то спиной, то сделал бы это по отношению к своим родителям, потому что они более достойны моей награды за добрые дела» (См.: "Шарх Сахих аль-Бухари" Ибн Баттал 9/245).
Передается от 'Амра ибн аль-'Аса (да будет доволен им Аллах) что однажды, проходя мимо мертвого мула, он сказал некоторым из своих сподвижников: «Для человека лучше наполнить этим свой желудок, чем есть мясо мусульманина».(См.: аль-Мунзири "ат-Таргиб уат-Тархиб"  3/329).
Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я надеюсь, что встречусь с Аллахом и Он не рассчитает меня за то, что я о ком-то злословил» (См.: "Сияр а'лям ан-Нубаля" 12/439).
Это потому, что сообщается от имама аль-Бухари (да помилует его Аллах), что он говорил: «Я ни о ком не злословил с тех пор, как узнал, что гыйба запрещена (харам)».
Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк  (ﷺ) сказал: «Кто бы ни защищал репутацию своего брата-мусульманина, Аллах защитит его от огня в Судный день»  (ат-Тирмизи 1931, Ахмад 27543).
Что ты оставишь после смерти своей?

Шейх Мухаммада Са'ида Расляна (да хранит его Аллах) сказал: «Всегда спрашивай самого себя, дабы Аллах принес тебе пользу в этой жизни и после кончины твоей. Постоянно спрашивай себя, что останется после твоей смерти? Что останется от тебя? Твое препирательство? Или твое злословие? Или твоя клевета? Или твое посягательство на творение Аллаха? Или стремление твое к распространению нечестия на земле? Что же от тебя останется? Всегда спрашивай себя, что же останется после смерти моей?» Конец слов шейха.

Попробуй прожить день без злословия (гыйба) и плохих слов. Если преуспеешь в этом, то дам тебе подарок

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Удержание языка (от всего плохого) - сложная задача для человека. Это одно из тяжелых дел для него. Быть может, он легко допускает себе распускание языка.
(Расскажу один случай). В начале двадцатого века некоторые старцы собирались в Азхаре и бывало злословили. Долго погружались в обсуждение репутации своих братьев из старцев и прочих. Когда это дело обострилось, то они договорились, что если кто-либо из них будет злословить, то того будут штрафовать в размере одного египетского фунта. В то время эта цена была дорогая. Она равнялась одному фунту стерлингов, плюс еще нескольким монетам. Старцы сказали: «Кто будет злословить, тот заплатит штраф». Прошли дни. После этого они собрались, и кто-то из них внезапно вытащил с кармана один египетский фунт и сказал: «Это штраф, теперь позвольте мне распустить язык». Он заранее заплатил штраф.
Для человека удержать язык (от всего плохого) является одной из сложных задач. Испытай на себе!
Попробуй прожить день без злословия и плохих слов. Попробуй! Если преуспеешь в этом, то сообщи, так как у меня есть подарок для тебя. Здесь все мы терпим неудачу. Это дело печалит и лишает многого добра, так как злословие (гыйба) относится к большому греху и затрагивает право другого человека. То есть при покаянии недостаточно сказать: «Я покаялся Аллаху за то, что злословил за спиной такого-то человека». Известно, если человек хочет принести покаяние за совершенный грех, который затрагивает права другого человека, то должен исполнить это право. Так что ты сделаешь в этом случае? Разве явишься к нему, чтобы сказать: «Я плохо отозвался о тебе и злословил за твоей спиной, поэтому прости меня»? Откуда тебе знать, что он не злопамятный? Он может сказать тебе: «Я никогда не прощу тебя». Или скажет: «Я не прощу тебя, пока не сообщишь, что ты сказал за моей спиной». А когда сообщишь ему, то побьет тебя обувью и воскликнет: «Значит, вот что ты обо мне говорил!». И разгорится большой конфликт.
Большой ученый, шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты поступил несправедливо по отношению к брату (мусульманину), то следует тебе избавиться от этого греха, прежде чем умрешь. Если это касается имущества, то должен вернуть его хозяину. Если это касается другого вопроса, то постарайся смягчить (сердце) брата, чтобы он простил тебя. В случае, если он может простить лишь тогда, когда оплатят ему деньгами, то заплати ему столько, сколько попросит». Это потому что в Судный день не будет ни дирхама, ни динара»
Конец слов шейха.

Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1440 х – 2019

Ответить

Вернуться в «О ГРЕХАХ В ИСЛАМЕ»