О злых последствиях зависти

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О злых последствиях зависти

Сообщение Муслим »

О злых последствиях зависти



Подготовил
Абу Сумая Казахстани





Содержание
- Предисловие
- Что такое зависть?
- Последствия зависти
- Является ли завистью желание быть лучше других?
- Степени зависти
- Прекрасное наставление имама Ибн Раджаба
- Заключение
- Использованная литература

БисмилЛяхи Ар-Рахмани Ар-Рахим
(Я обращаюсь за помощью к каждому имени из имен Аллаха Всемилостивого, Милующего, cоставляя эту статью, не обращаясь за помощью к именам кого-либо еще)

Предисловие

Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада от всякого зла и бедствия, его семью, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим образом!
А затем:
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Зависть — это одно из качеств иудеев, как сказал Всевышний Аллах: «После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее» (аль-Бакара 109).
Также Всевышний Аллах, упрекая их, сказал: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима Писанием и мудростью и одарили их великой властью» (ан-Ниса,54)»
(См.: « Шарх Арба'ин ан-Науауи» стр.268).
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян (да хранит его Аллах) говорил: «Зависть является самым первым грехом, по причине которого ослушались Аллаха на небе, так же как является первым грехом, посредством которого ослушались Аллаха на земле. Что касается ослушания на небе, то эта зависть Иблиса по отношению к Адаму. А что касается ослушания на земле, то эта зависть Кабила к Хабилу» (См.: шейх Мухаммад Са'ид Раслян «Афатуль-'ильм» стр. 155).
Каждый из двух сыновей Адама, Кабил и Хабил, пожертвовал часть своего имущества для того, чтобы приблизиться к Аллаху, но Всевышний Господь принял пожертвование только от Хабила и не принял его от Кабила. Они узнали об этом либо посредством откровения с небес, либо посредством того, что с небес извергался огонь, который сжигал это пожертвование, как это было в общинах до общины Мухаммада (ﷺ). Зависть и злоба охватили Кабила, пожертвование которого не было принято, вследствие чего он убил своего брата Хабиля. (См.: «Тафсир ас-Са‘ди» 5: 27-31).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Зависть является порицаемым качеством, но, к сожалению, больше всего она имеет место между учеными и между теми, кто требует знания. Она также существует и между торговцами. Любой, обладающий какой-либо профессией, завидует тому, кто имеет общее с ним в этом ремесле. Но, к сожалению, между учеными и между требующими знания зависть сильнее, хотя обладающие знанием более достойны, чем все люди, чтобы быть далекими от зависти и быть ближе всех к совершенным качествам» (См.: «Китабуль-'ильм» стр. 56).
Я, с дозволения Аллаха, хотел напомнить тем, кто требует знания и всем мусульманам в целом, о злых последствиях зависти, о которых упомянул выдающийся ученый Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге, которая называется «Китабуль-'Ильм». Я надеюсь, что эта статья послужит напоминаем, как сказал Всевышний Аллах: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Аз-Зарийат, 55).
Прошу Всевышнего Аллаха объединить всех мусульман на истине, благословить эту работу, принять ее и сделать искренней ради Его Прекрасного Лика!
Абу Сумая Казахстани
12 декабря 2012 г
Что такое зависть?

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не завидуйте друг другу...» (Муслим 2564).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Некоторые ученые сказали: «Зависть — это желание того, чтобы другой лишился милости Аллаха, независимо от того, будет ли эта милость в имуществе, или в достоинстве, или в знании или прочем».
А шейхуль-Ислам Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Зависть — эта неприязнь к тому, что Аллах оказал Свою милость другому человеку, даже если он этим и не желает лишения этого человека милости Аллаха». Известно, что сама неприязнь уже требует желания лишения другого милости Аллаха. Однако определение ибн Таймийи более точнее, так как простая твоя неприязнь к тому, что Аллах оказал Свою милость другому человеку, уже становится причиной того, что ты считаешься завистником»
(См.: « Шарх Арба'ин ан-Науауи» стр. 265).
Последствия зависти

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине, завистник подвержен опасности:
Первая: Он проявляет неприязнь к решению Аллаха, так как его неприязнь в отношении того, что Аллах даровал из Своей милости другому человеку, считается неприязнью к решению Аллаха, которое Он предписал в этом бытие. И в этом содержится недовольство предопределением Всемогущего и Великого Аллаха.
Вторая: Поистине, зависть уничтожает благие деяния так же, как огонь уничтожает дрова. Поскольку чаще всего завистник покушается на того, кому завидует, упоминая о нем то, что ему не нравится, отталкивая людей от него, умаляя его достоинство и тому подобное.
Третья: Завистник испытывает в своем сердце боль, ненависть, которая не дает ему покой. Всякий раз, когда он видит проявление милости Аллаха на том человеке, кому он завидует, его охватывает сильная печаль, душа его сжимается, и он начинает постоянно выслеживать за этим человеком. И если он заметит, что Аллах оказал милость тому, кому он завидует, то охватывает его печаль и скорбь, а земля со всеми ее просторами становится для него тесной.
Четвертая: Поистине, в зависти есть уподобление иудеям. И известно, что если кто-либо явится с одним из качеств, присущих неверующим, то становится одним из них в этом свойстве, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них» (Абу Дауд 4031 и имам Ахмад 2/50,92. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в «Ируа уль-гъалиль» 1269).
Пятая: Каким бы ни была его зависть и как бы она ни усиливалась, невозможно ею лишить другого человека милости Аллаха. И раз это так, то как он может допустить проникновение зависти в свое сердце?!
Шестая: Поистине, зависть противоречит полноте веры, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Не уверует полной верой кто-либо из вас до тех пор, пока не будет желать своему собрату того же, чего желает себе» (аль-Бухари 13 и Муслим 45).
В том смысле, что ты желаешь лишения своего брата-мусульманина милости Аллаха, тогда как сам не желаешь этого для себя. И в данном случае ты не желаешь своему собрату того же, чего желаешь себе. И это качество противоречит полноте веры (иману).
Седьмая: Поистине, зависть является причиной отказа человека от спрашивания у Всевышнего Аллаха Его милостей. И ты находишь его в постоянной обеспокоенности тем, что Аллах оказал Свою милость другому человеку, вследствие чего он не просит у Аллаха милости, тогда как Всевышний Аллах говорит: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости...» (ан-Ниса,32).
Восьмая: Поистине, зависть является причиной презрения к милостям Аллаха, которую Аллах оказал ему. То есть, завистник будет считать, что он не находится в милости Аллаха, а будет полагать, что тот, кому он завидует, находится в величайшей милости, чем он. Вот тогда-то он и будет тем, кто презирает милости Аллаха, которую Он оказал ему. Он не будет благодарить Его за эти милости, в которых пребывает, напротив, он удержит себя от всего этого!
Девятая: Зависть является порицаемым качеством, поскольку завистник упорно следит за окружающими его людьми, в какой же милости Аллаха они пребывают. Он всеми способами пытается унизить в глазах людей того, кому завидует. А иногда даже умаляет его благие деяния и совершает прочие мерзкие поступки.
Десятая: Поистине, если завистник завидует кому-либо, то эти люди (мусульмане), которым он завидовал отберет у него его благие деяния в Судный День. Ему придется отдать из своих благих дел сначала одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов тех, чьи права он ущемил, станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!
Одним словом, зависть является порицаемым качеством, но, к сожалению, больше всего она имеет место между учеными и между теми, кто требует знания. Она также существует и между торговцами. Любой обладающий какой-либо профессией завидует тому, кто имеет общее с ним в этом ремесле. Но, к сожалению, между учеными и между требующими знания зависть сильнее, хотя обладающие знанием более достойны, чем все люди, чтобы быть далекими от зависти и быть ближе всех к совершенным качествам»
(См.: «Китабуль-'ильм» стр. 56).
Пророк (ﷺ) сказал: «Не уверует полной верой кто-либо из вас до тех пор, пока не будет желать своему собрату того же, чего желает себе».
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «В этом хадисе указание на обязательность того, чтобы мусульманин желал для своего брата того, чего желает себе. Ибо отрицание (полноты) имана (веры) от того, кто не желает своему брату в Исламе того, чего желает себе, указывает на обязательность этого. Тогда как полнота имана отрицается только при отсутствии чего-либо обязательного в нем или из-за существования того, что противоречит ему» (См.: «Шарх Арба'ин ан-Науауи» стр. 130).
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Из слов Пророка (ﷺ) «...пока не будет желать своему собрату того же, чего желает себе» исходит требование, чтобы мусульманин не желал для своего брата того, чего не желает для себя. Как ты не желаешь для себя зла и вреда, точно так же ты не желаешь этого своему собрату по Исламу. Не причиняешь ему зло, не вредишь ему, не обманываешь и не предаешь, поскольку ты не желаешь всего этого для себя самого».
Также шейх Фаузан говорил: «Это довод на полноценность имана того, кто описан этим качеством, а кто же лишился этого, то его иман в таком случае имеет недостаток».
Также он сказал: «И этот хадис не ограничивается тем, чтобы ты давал своему брату что-то из своего имущества. Да, это требуемое, однако, не только это является целью, есть еще более великое, чем это. Поистине, если ты видишь своего брата, совершающего грех, то запрещаешь ему это, делаешь ему искреннее наставление тайно между тобой и им, ибо ты не желаешь этого для себя, поэтому ты не желаешь это и для своего брата. Ты его обучаешь, если видишь, что он пребывает в невежестве в вопросах религии, разъясняешь ему и указываешь на правильный путь. Вот это является более великим, чем пожертвование имущества» (См.: шейх Фаузан «Шарх Арба'ин» ан-Науауи» стр.149).

Является ли завистью желание быть лучше других?

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если кто-либо спросит: входит ли в раздел зависти то, когда человек иногда хочет быть выше своего брата по Исламу?
Ответ: Нет, ибо он не желает этим, чтобы Аллах не даровал свою милость другому, однако просто хочет быть выше его. Это является врожденным естеством души, и поэтому, когда Пророк (ﷺ) спросил своих сподвижников о дереве, которое подобно верующему, и никто не знал, что это за дерево, то Ибн 'Умар сказал: «Я сразу подумал, что это пальма, однако я ничего не сказал из-за того, что был там самым младшим». После чего его отец ('Умар) сказал ему: «Мне было бы приятнее, если бы ты высказал свой ответ». Потому что если бы он ответил, то превзошел бы присутствующих там»
(См.: шейх ибн Усаймин «Шарх Арба`ин» ан-Науауи» cтр. 267).
Аль-Фудайль ибн Ийад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если ты желаешь, чтобы люди были подобны тебе, значит, ты не проявил искреннего отношения по отношению своему Господу (ан-Насыха). А что сказать про то, тогда как ты желаешь, чтобы они были ниже тебя?».
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) после этих слов сказал: «Он указывает на то, что искреннее отношение по отношению к людям - это желание того, чтобы они были выше его. И такое проявление искреннего отношения является высокой степенью. Но это не является обязательным, однако было приказано в шари'ате, чтобы он желал, чтобы они были подобно ему (т.е. чтобы мусульманин желал своему брату того же, чего желает самому себе — прим. переводчика). Но, несмотря на это, если кто-нибудь превзойдет его в религиозном достоинстве, то он прикладывает все свои усилия для достижения той же степени и печалится из-за своей небрежности и из-за того, что отстает от превосходящих. И это не является завистью к ним в отношении того, что им даровал Аллах. Напротив, это является состязанием с ними в этом и огорчением за свою небрежность и отставание от достижения степени превосходящих» (См.: «Джами`уль- 'улюм уаль-хикам» стр.129).

Степени зависти

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Зависть имеет свои степени:
Первая: Это когда человек хочет быть выше другого, и такое положение является дозволенным, и не считается это завистью.
Вторая: Это когда человек не желает, чтобы Аллах оказал милость другому, однако он не пытается принизить степень того, кому Аллах оказал Свою милость, а пытается избавится от своей зависти, и эта зависть ему не навредит, однако другой, кто вообще не завидует, более совершеннее, чем он.
Третья: Это когда в его сердце проникает ненависть, и он пытается принизить степень того, кому завидует, и такая зависть является запретной, за которую человек понесет наказание»
(См.: шейх Ибн Усаймин «Шарх Арба`ин ан-Науауи» стр. 268).

Прекрасное наставление имама Ибн Раджаба

Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Необходимо мусульманину, чтобы он не переставал смотреть на себя как проявляющего упущения в стремлении к высшей степени. По причине этого извлечет две драгоценные пользы, а именно: будет проявлять старание в требовании достижения высокого достоинства, продолжая смотреть на себя через призму упущений. И по причине этого станет желать для мусульман, чтобы они были лучше него самого. Поскольку он не доволен для них, чтобы они были по положению подобно ему, так же как он не доволен своему положению. Напротив, он старается улучшить свое положение. Мухаммад ибн Уаси' сказал своему сыну: «Что касается твоего отца, то пусть Аллах не умножает среди мусульман подобных твоему отцу».
Как может тот, кто не доволен самим собой, притом с его искренним отношением к мусульманам, желать для них, чтобы они были подобны ему?! Напротив, он желает для мусульман, чтобы они были лучше его. А для себя же он желает, чтобы он был лучше своего нынешнего положения.
И даже если человек знает, что Аллах выделил его каким-либо достоинством и скажет об этом вслух для какой-либо шариатской пользы, упоминая это со стороны указания на милость Аллаха, оказанной ему, то в этом нет проблем, если вместе тем человек видит свою неполноценность, недостаток в благодарности за оказанную ему милость. Как сказал Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах): «Я не знаю никого, кто бы знал лучше Книгу Аллаха, чем я» (Муслим 2462). И не препятствует это тому, что человек желает людям, чтобы они принимали участия в том, чем Аллах его особо выделил. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, когда я читаю какой-либо аят из Книги Аллаха, то желаю, чтобы все люди узнали то, что знаю я».
Имам Шафи`и (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я желаю, чтобы люди обучались этим знаниям и не приписывали мне ничего из этого».
'Утба же, собираясь разговляться, говорил кому-нибудь из братьев, наблюдавших за его велением и действиями: «Принеси мне воды или фиников, чтобы я разговился ими, и дабы ты получил награду подобно моей награде (за пост)»
(См.: «Джами'уль- 'улюм уаль-хикам» стр. 129-130).


Заключение

Таким образом, зависть приносит человеку лишь вред, как в его религии, так и в его жизни. Поэтому обязательным для раба Аллаха является всеми способами беречь себя от зависти, предпринимать всевозможные меры защиты от нее и очищать душу от этого мерзкого качества.
Это и есть то, что я хотел довести до наших братьев и сестер в Исламе.
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех мусульман познавшими Аллаха Всевышнего, богобоязненными, соблюдающими ограничения и запреты Аллаха, выполняющими Его приказы и теми, кто руководствуется словами Всевышнего и Сунной Его Посланника (ﷺ) и стремящимися к поклонению.
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада от всякого зла и бедствия, его семью, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим образом! На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.

Использованная литература

1) «Арба'ин ан-Науауи» шарх шейха Ибн ‘Усаймина.
2) «Афатуль-'ильм» шейха Мухаммада Са'ид Расляна.
3) «Китабуль-'ильм» шейха Ибн ‘Усаймина.
4) «Арба'ин» ан-Науауи» шарх шейха Фаузана.
5) «Джами`уль- 'улюм уаль-хикам» Имама ибн Раджаба.

Ответить

Вернуться в «О ГРЕХАХ В ИСЛАМЕ»