Малое омовение, его обязательные и дополнительные (желательные) предписания - шейх Ибн Баз

Ответить
abu Zarr
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Малое омовение, его обязательные и дополнительные (желательные) предписания - шейх Ибн Баз

Сообщение abu Zarr » 14 май 2015, 23:55

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Малое омовение, его обязательные и дополнительные (желательные) предписания

Вопрос: Разъясните нам, какие обязательные предписания в совершение малого омовения, а какие дополнительные (желательные)?

Отвечает достопочтенный шейх ‘Абдуль-’Азиз ибн Баз, рахимаху Ллах:
«Поистине Аллах вменил в обязанность Своим рабам совершение малого омовения, для выполнения молитвы. Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете для совершения молитвы, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток…»(1)
Это есть указание на то, что обязательным является совершение шариатского омовения, согласно упомянутому в этом благородном аяте. И Посланник Аллаха ﷺ, подробно разъяснил это предписание своими действиями. Все это указывает на то, что тому, кто собирается выполнить молитву, обязательно нужно совершить шариатское (религиозное) омовение, если он находится без него(2).
А оно (омовение) совершается так, как разъяснил это Всевышний Аллах: сначала моется лицо, затем руки до локтей, затем протирается голова, а затем омываются ноги – это обязательные действия (фард) … по одному разу (каждую указанную часть тела).
Дополнительным (узаконенным) действием в совершение омовения является мытье рук трижды до того как опустить их в сосуд с водой, как это разъяснил Пророк ﷺ. Мытье рук трижды – то есть мыть кисти рук, а затем уже приступить к омовению.
Начать нужно с произнесения «басмалы» (сказать «бисми Ллях») до того, как помыть руки. Нужно сказать: «Бисми Ллях» перед тем, как помыть руки, и большинство учёных на том, что это действие (произнесение «басмалы») является сунной (дополнительным), однако некоторые обладающие знанием указали на обязательность этого действия. И указали так же, что оно спадает по причине незнания или забывчивости.

Передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, что он сказал:
لا وضوء لمن لم يذكر اسم الله عليه
«Нет омовения тому(3), кто не произнёс имени Аллаха перед ним!»(4)
Этот хадис имеет несколько путей передач, в них есть слабость (с точки зрения иснада), однако совокупность их указывает на то, что основа его – «хасан», (то есть что степень его приемлемая). Поэтому тому, кто собирается совершить омовение, нужно произнести имя Аллаха перед ним и затем приступить к мытью рук.
Затем, (после мытья рук), нужно прополоскать рот и нос(5). Затем умыть лицо, от места начала роста волос на голове (выше лба) и до нижней части подбородка, а по ширине – до ушей. Это есть лицо, и оно умывается полностью. После этого моются руки до локтей, и смысл частицы (الى) тут – смысл частицы (مع), то есть вместе с локтевыми составами, включительно. На это указывают действия пророка, мир ему и благие приветствия, в которых сообщается что он, когда совершал мытье рук, то доходил до предплечья, то есть мыл локтевой сустав вместе с локтевой костью. Затем протирается голова, включая уши, как пришло в достоверной Сунне, и это всё так же является обязательным предписанием (фараид) в омовении.
После этого, моются ноги (ступни) до щиколоток включительно. На это так же указывает действия Посланника Аллаха ﷺ, который, когда совершал омовение ног, то доходил до голени (то есть захватывал и щиколотки тоже). Этот хадис передаются в обоих достоверных сборниках «Сахих»(6), от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах). И этот хадис указывает на обязательные предписания:
- умывание лица, вместе с полосканием рта и носа, один раз
- мытье рук, включая локти, один раз
- протирание (влажными руками) головы, вместе с ушами, один раз(7)
- мытье ступней ног, по щиколотки включительно, один раз
Это обязательно в совершении омовения (фараид), а если кто-то желает омыть эти часть по два раза, то это лучше, и это так же пришло в Сунне. Если же желает сделать это по три раза, то это из полноты омовения, как на это указал Пророк Аллаха ﷺ в своих действиях.
Полоскания рта и носа единожды – это обязательно, но, если повторить это трижды, то это лучше и из полноты омовения.
После совершения омовения следует сказать:

أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأشهد أن محمدا عبده ورسوله. اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المطهرين
«Я свидетельствую что нет никакого истинного божества, кроме Аллаха, Единственного, нет у Которого сотоварищи, и я свидетельствую что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Сделай меня из приносящих покаяние (Тебе), и сделай меня из очищающихся!»
Так пришло в хадисе(8).
Это есть сунна (желательное действие, дополнительное), а именно сказать:
أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله
«Я свидетельствую что нет истинного божества никого кроме Аллаха, Единственного, нет у Которого сотоварищи, и я свидетельствую что Мухаммад – раб Его и посланник».
Приводит имам Муслим, в своем сборнике «Сахих», хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
ما من عبد يتوضأ فيسبغ الوضوء - أو قال فيبلغ الوضوء - ثم يقول: أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأشهد أن محمدا عبده ورسوله إلا فتحت له أبواب الجنة يدخل من أيهما شاء
«Если кто-то из вас совершит омовение наилучшим образом - или сказал: полнейшим образом – затем скажет: «Я свидетельствую что нет истинного божества никого кроме Аллаха, Единственного, нет у Которого сотоварищи, и я свидетельствую что Мухаммад – раб Его и посланник», откроются тому врата Рая и он зайдет в него через какие пожелает».(9)
Это великий удел! И дозволено добавить в произносимом свидетельстве после омовения:
اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المتطهرين
«О Аллах! Сделай меня из приносящих покаяние (Тебе), и сделай меня из очищающихся!» Как об этом передал имам ат-Тирмизи, рахимаху Ллах, в версии от аль-Мугъийры, с достоверным иснадом.
Все упомянутое (выше) дают нам знание об обязательных предписаниях (фараид) и дополнительных (суннат) в совершение омовения:
- произнесение «басамлы» в начале омовения – сунна(10),
- повторение до трех раз полоскания рта и носа – сунна, (один раз – фард),
- умывание лица трижды – сунна, мытье рук и лица один раз – фард, повторение трижды – сунна,
- протирание головы, включая уши – фард, и не узаконено повторение этого действия,
- мытье ступней по щиколотки включительно один раз – фард, повторение дважды или трижды – сунна,
- произнесение свидетельства после омовения и мольба – сунна, как мы сказали выше(11) …»(12)


Перевод и примечания: Марат абу Зарр
6 числа месяца Зуль-Хиджа, 1434 г.х. (11 октября 2013 г.)

______________________________________________________

(1) - Сура «аль-Маида», 6.
(2) - Малое омовение нарушают пять вещей:
1)Выход чего-либо из двух каналов, переднего и заднего. Как, например, моча, кал, воздух (из заднего прохода), смазка при возбуждении (мази) у мужчин и у женщин, вязкая жидкость после справления малой нужды (уади).
2)Потеря сознания.
3)Прикосновение к своему половому органу с вожделением.
4)Употребление в пищу мяса верблюда.
5) Сон.
(3) - То есть не действительно оно.
(4) - Приводят хадис абу Дауд, 101, ибн Маджа, 326, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса, а так же в «Сахих ат-таргъиб», 203, назвал его «хасан» по причине других версий.
(5) - То есть вобрать воду с ладони носом так, чтобы она зашла и выпустить её тут же обратно.
(6) - Т.е. имамов аль-Бухари и Муслима.
(7) - Без повторения – это Сунна, о чем шейх ибн Баз  скажет далее.
(8) - Приводят хадис имам ат-Тирмизи, 55, шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность в «сунан», так же в «Сахих ат-таргъиб», 224, так же в «Сахих аль-джами’», 6167. Шейх Ахмад Шакир в «Шарх сунан ат-Тирмизи», сказал: «Его иснад достоверный, крепкий».
(9) - Приводит имам Муслим в «Сахих», 234.
(10) - Более правильное мнение, которое шейх Ибн Баз  упомянул выше, а именно, что произнесение «басмалы» перед омовением – обязательно (фард), как это передается от аль-Хасана аль-Басри, Исхака ибн Рахуйи, и в одном из мнений имама Ахмада. (См. «ат-Таргъиб» имама аль-Мунзира).
(11) - Еще раз можно вкратце перечислить обязательные и дополнительные предписания в омовении (фараид и сунан):
Фараид:
1– намерение,
2– произнесение «Басмалы»,
3– полоскание рта и носа, один раз,
4– омовение лица, один раз,
5– протирание бороды (если есть, согласно хадису в «Сунан» у абу Дауда),
6– мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно, один раз,
7– протирание головы и ушей, один раз,
8– мытье ног, включая щиколотки, один раз,
9– протирание между пальцами рук и ног во врем их мытья (согласно хадису в «Сунан» ат-Тирмизи, и ибн Маджа: «Если совершаешь омовение, то протирай между пальцами рук и ног». См. «ас-Сахиха», 1306),
10– последовательность в омовение,
11– начинать все действия в омовении с правой стороны,
12– втирание мокрыми пальцами в основание волос тем, у кого они длинные и густые.
Сунан:
1- использование сиуака,
2- мытье кистей рук в начале омовения,
3- втирание мокрыми пальцами в основание волос тем, у кого они не длинные и не густые, 4- выполнение каждого действия по 2 или 3 раза (кроме протирания головы и ушей, они протираются единожды),
5- мольба в конце,
6- совершение молитвы в два рака’ата по завершению омовения
(12) - http://www.binbaz.org.sa/mat/16642


Ответить

Вернуться в «МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУЪ)»