РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ДВУХ ПРАЗДНИНОВ РАЗГОВЕНИЯ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (‘ИдУЛЬ- ФИТР И `ИДУЛЬ-АДХА)

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ДВУХ ПРАЗДНИНОВ РАЗГОВЕНИЯ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (‘ИдУЛЬ- ФИТР И `ИДУЛЬ-АДХА)

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

______________

РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ДВУХ ПРАЗДНИНОВ РАЗГОВЕНИЯ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (‘ИдУЛЬ- ФИТР И `ИДУЛЬ-АДХА)
Какое постановление праздничной молитвы ‘Ийд?

Ученые разногласят в постановлении праздничной молитвы ‘Ид:
Известным мнением имама Ахмада является то, что праздничная молитва ‘Ийд - фард кифая. Т.е. если ее исполняет часть мусульман той или иной местности, она спадает с остальных. Но если все мусульмане этой местности оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на них всех.
Известное мнение имамов аш-Шафи'и и Малика, да смилуется над ними Аллах, заключается в том, что праздничный намаз ‘Ид является утвержденной сунной.
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, считал, что праздничная молитва ‘Ид является фардом ‘айн. А также это одно из передаваемой мнений имама Ахмада. Этого же мнение предпочел шейхуль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ними Аллах. (См.: «Тайсир аль-‘Аллям шарх ‘Умдатиль-Ахкам» стр. 214).
Фард ‘айн – индивидуальная для каждого мусульманина обязанность, за не совершение которой он впадает в грех.


Какие имеются положения ‘Ийда и Сунны в нем?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Всевышний Аллах установил касательно (данного) праздника различные положения, и среди них следующие:
Первое: желательность произнесения такбира в ночь, предшествующую ‘Иду, после захода солнца последнего дня Рамадана, длится это время до выхода имама на праздничную молитву. Виды такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Или же можно произнести трижды: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Все это является дозволенным.
(Что касается времени произношения такбира во время праздника Жертвоприношения, то оно начинается после утреннего намаза фаджра в день ‘Арафата и длится до послеполуденного намаза ‘асра. – Прим пер.).
Мужчинам следует повышать свои голоса этим поминанием на рынках, в мечетях и в домах. А что касается женщин, то они не повышают свои голоса, произнося эти поминания.
Второе: перед выходом на праздничную молитву поесть немного нечетного количества фиников, поскольку Пророк (ﷺ) «в День Разговения не отправлялся на праздничную молитву, не поев нечетное количество фиников»
(аль-Бухари, 953). Следует ограничиваться нечетным количеством (фиников), поскольку так поступал Пророк (ﷺ). (Что касается выхода на молитву для праздника Жертвоприношения, то, наоборот, не следует есть что-то перед выходом тому, кто намерен принести жертвоприношение после праздничной молитвы, и ему следует поесть со своего жертвоприношение, как делал так Пророк ﷺ. – Прим пер.).
Третье: надеть лучшую из своих одежд. Это касается мужчин, а что касается женщин, то они не надевают красивые одежды перед выходом к месту совершения праздничной молитвы, исходя из слов Пророка (ﷺ): «…и они (женщины) пусть выходят в тафиляте» (Ахмад 2\145 Абу Дауд 565 и др.), то есть, выходят в обычной одежде, которая не является нарядной. Женщине запрещено выходить (на люди), нарядившись и надушившись благовониями.
Четвертое: некоторые ученые считают желательным человеку совершить полное омовение для праздничного намаза, поскольку подобное передается от некоторых предшественников. И полное омовение для ‘Ида (праздника) является желательным, подобно тому, как это узаконено для пятничной молитвы, так как и на ней собираются люди. Если человек совершит полное омовение (для праздничного намаза), то это будет прекрасно.
Пятое: ученые единогласны в узаконенности праздничного намаза. Некоторые (из них) сказали, что праздничный намаз является сунной, другие же посчитали, что он является фардом кифая(1). Еще одна группа ученых сказала, что праздничный намаз является фард ‘айн, и тот, кто оставит его, совершит грех. В качестве довода они приводят то, что Пророк (ﷺ) повелевал выходить на праздничную молитву всем, даже сидящим за занавесками (девушкам на выданье) и молодым девушкам. Женщины, которые не в состоянии месячных, выходят из своих домов и присутствуют на месте, отведенном для праздничной молитвы (салятуль-’Ийд) (принимая участие в ней). Кроме тех женщин, у которых начались месячные. Они должны стоять (чуть) в стороне от места молитвы, поскольку женщине, которая в состоянии месячных, не дозволено находиться в мечети. Дозволено ей проходить через мечеть, но не дозволено находиться в ней.
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что праздничный намаз является индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), и что для каждого мужчины(2) является обязательным совершение праздничной молитвы, за исключением того, у кого имеются уважительные причины не совершать ее. Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Если человек упустил праздничную молитву (по какой-либо причине), то от него не требуется ее восполнение, поскольку она подобна пятничной молитве. Ведь если человек упускает пятничный намаз, то он с него спадает (обязанность его возмещения), но упустивший молитву джум'а обязательно должен прочитать молитву зухр, поскольку это время зухра. А что касается молитвы ‘Ийд, то нет у него предписанного намаза, кроме праздничной молитвы.
Некоторые ученые считали, что сунной является возместить пропущенную молитву ‘Ид (праздничную молитву). Если ты прибыл на молитву ‘Ид в то время, когда уже имам ведет проповедь (хутбу), то ты совершаешь намаз ‘Ид таким образом, как совершил имам молитву ‘Ийд.
Имам в первом рака’ате читает суру «аль-А’ля» и на втором читает суру «аль-Гашийа»
(Муслим, 1452). Или читает на первом рака’ате суру «Каф» а на втором читает суру «аль-Комар» (Муслим, 1477). Относительно этого пришли достоверные хадисы от Посланника Аллаха (ﷺ).
Шестое: если ‘Ийд попадет на пятницу, то совершают намаз ‘Ийд (праздничный намаз) и совершают намаз джум’а (пятничный намаз), как указывает на это явный смысл хадиса от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привел имам Муслим в своем «Сахихе»
(Муслим, 878). Однако, тому, кто совершил с имамом праздничный намаз, разрешается по его желанию совершить пятничный намаз, либо совершить намаз зухр.
Седьмое: одним из положений праздничного намаза (солятуль ‘Ид) является то, что если человек придет к месту совершения праздничной молитвы раньше имама, то, по мнению многих ученых, он садится, не совершая двух рака’атов намаза, поскольку «Пророк (ﷺ) совершал два рака’ата молитвы ‘Ийд и не совершал ни до, ни после этих двух рака’атов никаких молитв»
(аль-Бухари, 964 и Муслим, 884).
Некоторые ученые придерживаются мнения, что если человек придет к месту совершения молитвы ‘Ид, то не усаживается, пока не совершит двух рак’атов намаза, поскольку место, отведенное для совершения молитвы ‘Ид, (тоже) считается мечетью (масджидом), исходя из того, что было запрещено женщинам, которые находятся в состоянии месячных, пребывать в месте, отведенном для совершения молитвы ‘Ийд. И установление для него положения мечети указывает на то, что оно является мечетью, в противном случае, не было бы установлено для него (этого) положения. И на основании этого, оно входит под обобщенные слова Пророка (ﷺ): «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рака’ата» (аль-Бухари 444 и Муслим, 714).
А что касается того, что Пророк (ﷺ) не совершал никаких намазов до молитвы ‘Ийд и после нее, то это потому, что Пророк (ﷺ) когда приходил, то сразу начинал с молитвы ‘Ийд.
Итак, было установлено для места совершения молитвы ‘Ийд два рака’ата приветствия мечети (тахийатуль-масджид), как это было установлено во всех мечетях. Ибо если мы поймем из хадиса, что в месте для совершения молитвы ‘Ид не совершается два рака’ата приветствия (тахийат), то мы должны будем сказать, что нет также двух рака’атов приветствия (тахийат) в мечети для совершения пятничной молитвы (джум’а), поскольку, когда Посланник Аллаха (ﷺ) приходил в мечеть для пятничной молитвы (джум’а), то начинал произносить хутбу, потом совершал два рака’ата (фарда). После чего возвращался к себе домой и уже там совершал установленные сунны джум’а. И он не совершал никаких намазов до пятничной молитвы (джум’а) и после нее (в том месте, где совершается молитва джум’а).
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что в месте, предназначенном для молитвы ‘Ид, совершается два рака’ата приветствия мечети (тахий-атуль-масджид), но, несмотря на это, некоторые из нас не должны порицать других относительно этого вопроса, поскольку он является спорным. Не следует порицать в спорных вопросах, кроме как если ясен каждый нюанс контекста. Поэтому мы не порицаем того, кто совершил два рак’ата, так же как и того, кто сядет, не совершив два рака’ата.
Восьмое: одним из положений, связанных с Днем ‘Ийд аль-фитр (Праздник Разговения), является обязательность выплаты закята аль-фитр. Пророк (ﷺ) «повелел выплачивать фитр перед выходом на праздничную молитву»
(аль-Бухари, 1509 и Муслим, 986). И дозволено выплатить Фитр за день-два до праздничной молитвы, исходя из хадиса Ибн ‘Умара, который передал аль-Бухари о том, что люди «выплачивали Фитр за день-два до праздника разговения» (аль-Бухари, 1511).
Если закят аль-фитр выплатили после праздничной молитвы, то он не засчитывается, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллаха), который сказал: «Кто выплатил закят аль-фитр до молитвы, то он принимается, а кто выплатил его после молитвы, то это будет милостыней из милостынь (садака)» (Абу Дауд, 1609).
Запрещено человеку задерживать закят аль-фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание.
Девятое: люди поздравляют друг друга. Однако (зачастую) при этом от многих людей происходят запретные вещи, когда, например, входят мужчины в дома и пожимают руки непокрытым женщинам, которые находятся без своих махрамов(3). Вот эти дурные поступки, часть которых поверх других.
Мы видим, как некоторые люди пугаются того, кто воздерживается от рукопожатия с той, которой он не является махрамом. Именно подобные люди, а не тот человек, являются злотворящими (или несправедливыми). Именно от них исходит разрыв родственных уз, а не от него. Однако для него является обязательным разъяснить им это положение и направить их к надежным мусульманам из числа обладателей знания, дабы они могли спросить их об этом положении и убедиться в этом. Он должен объяснить им, чтобы они не гневались из-за того, что сами слепо следуют за обычаями своих отцов и дедов, поскольку подобные (обычаи) не могут сделать запретным дозволенное, а дозволенное запретным. Он должен объяснить им, что, совершая подобное, они уподобляются тем, о чьи высказывания передал Аллах в Коране: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя (о Мухаммад) в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили:
«Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»» (аз-Зухруф).
Так же некоторые люди имеют обычай в день ‘Ийд отправляться на кладбища и поздравлять усопших, которые покоятся в могилах. Мертвые не нуждаются в поздравлениях, ибо они не постятся и не выстаивают молитвы.
Посещение кладбищ (в шариате) не связывают с днем ‘Ийда, или джум’а или каким-либо определенным днем. Было установлено, что Пророк (ﷺ) посещал кладбище ночью, как это было передано в хадисе ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), который был приведен в «Сахихе» имама Муслима
(Муслим, 974). Пророк (ﷺ) сказал: «Посещайте могилы, ибо они вам напомнят о Судном дне» (Муслим, 976 и ат-Тирмизи, 1054).
Но если кто-нибудь из тех, чьи сердца ожесточились, свяжет посещение могил (с каким-либо определенным днем), то этот поступок не будет далеким от правильности, так как Посланник (ﷺ) указал на причину посещения могил тем, что они напоминают о Судном дне. Чем больше мы забываем о Судном дне, тем чаще отправляемся на кладбище. Однако, я не знаю, кто среди ученых говорил об этом, но если кто-нибудь из них и говорил об этом, то это имеет основательный довод.
Посещение могил является одним из видов поклонения, а поклонения не будет узаконены, пока не будет соответствовать шариату в шести положениях, и одним из этих положений является время. И Пророк (ﷺ) не выделил день ‘Ид для посещения могил, поэтому не следует выделять его (и нам).
Десятое: одно из деяний, которое совершают в день ‘Ийд мужчины – это обнимание друг друга. В подобном поступке нет проблем. В целовании махрамом женщин также нет проблем. Но ученые считают нежелательным делать это, кроме как в отношении матери. Мужчина целует голову своей матери или ее лоб, также и свою дочку, и других женщин, махрамом которых он является, и сторонится целовать в щеки, ибо так надежнее.
Одиннадцатое: узаконено тому, кто выходит на молитву ‘Ийд, отправляться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой, следуя примеру Посланника Аллаха (ﷺ)
(аль-Бухари, 986). И данная Сунна не относится к другим молитвам: ни к молитве джум’а, ни к другим, напротив, это касается только ‘Ийда.
Некоторые ученые считают, что это Сунна также была узаконена и в отношении молитвы джум’а. Однако, как гласит правило: любое дело, имевшее причину при жизни Пророка (ﷺ) и которое он при этом не совершал, нельзя делать поклонением, поскольку это будет считаться нововведением.
Если спросят: «В чем же заключается мудрость смены дорог?».
В следовании примеру Посланника Аллаха (ﷺ). Аллах в Коране сказал:
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб, 36).
Когда было спрошено у ‘Айши (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы?», она ответила: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) нам во время месячных было велено восполнять пост, и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари, 321 и Муслим, 787).
Вот это и является мудростью.
Некоторые ученые объяснили это тем, что это (возвращение домой другой дорогой) делается для того, чтобы этот религиозный обряд проявился на рынках мусульман.
Другие указали на причину этого тем, что эти две (разные) дороги могут свидетельствовать за него в Судный день.
Третьи сказали, что это делалось для того, чтобы дать милостыню (садака) неимущим, возвращаясь по другой дороге.
А Аллаху об этом известно лучше!»
(См.: «Маджму’ фатауа уа расаиль» 16\216).
О описании двух праздничных молитв (‘Ийд уль- Фитр уа `Ийд уль-Адха)

Шейх Мукбиль, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Праздничный намаз состоит из двух рака’атов, как в обычных намазах. Время праздничного намаза начинается с восхода солнца и длится до тех пор, пока солнце не приблизится к зениту (т.е. времени полуденной молитвы).
Праздничный намаз состоит из двух рака’атов, в первом рака’ате перед чтением суры делают семь такбиров (т.е. произносят слово «Аллаху Акбар»), а во втором – пять. После прочтения суры «аль-Фатиха» узаконено читать в первом рака’ате суру «аль-А’ля», а во втором суру «аль-Гашийа». Но если молящиеся позади имама смогут вытерпеть длинное чтение сур имамом, то имам в первом рака’ате может прочитать суру «Каф», а во втором суру «аль-Камар», это если молящиеся смогут проявить терпение на длинное чтение сур имамом. Но если имам опасается того, что кто-нибудь из молящихся не способен простоять длинное чтение, то имам должен по возможности читать короткие суры.
Следует отметить, что между такбирами не произносят мольбы (ду’а), поскольку ничего подобного не передается (от Пророка ﷺ)»
(Асиля ахль аль-‘акик).
О запретности соблюдения поста в дни ‘Ийда – ‘Ийд уль-Фитр и ‘Ийдуль-Адха

Пророк (ﷺ) запрещал соблюдать пост в дни ‘Ида – ‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха. (аль-Бухари, 1889 и Муслим, 1138).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые единогласны в том, что поститься в дни этих двух праздников запрещено. Поэтому не дозволено человеку поститься в день ‘Ида».
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Даже если это будет обязательный пост, то запрещено поститься дни ‘Ийда. Если же на человеке остался долг от Рамадана, и он говорит, что хочет начать возмещение с первого дня месяца Шаууаля (то есть, это день ‘Идуль-Фитр), то мы ему говорим, что это запрещено. Если он дал обет поститься в понедельник, и он совпал с днем ‘Ийд, то пост держать в этот день ему запрещено» (См.: «Шарх Мумти’» 3\97).
Что такое дни ташрика?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Дни ташрика – это три дня, следующие за днем ‘Ийд уль-Адха, а это: 11,12 и 13 дни. Эти дни называют: днями ташрика, поскольку люди в эти дни сушат мясо, то есть, разрезают его и оставляют под солнце для того, чтобы оно стало сухим и не испортилось».
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «В эти дни запрещено поститься, поскольку Пророк (ﷺ) сказал: «Это дни еды, питья и поминания Аллаха» (Муслим, 1141). Это указывает на то, что не будет правильным, чтобы эти дни будут воздержанием (от еды и питья), поскольку это дни еды, питья и поминания Аллаха» (См.: «Шарх Мумти’» 3\98).
Какое положение джум'а и зухр намаза в день ‘Ийда?

Шейх Мухаммад Са’Ид Раслян, да хранит его Аллах, в одной из проповедей, которую он произнес после завершения намаза ‘Ийд, который был в пятницу, сказал: «Поистине, в этот день объединились два ‘Ида, и мы хотим донести до наших братьев из числа мусульман этой страны то, что утверждено учеными, праведными предшественниками из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними относительно положения двух молитв - ‘Ид и джум'а. Ученые по фикху разошлись относительно вопроса, когда объединяются ‘Ид и джум'а в один день, заменяет ли молитва ‘Ийд - молитву джум'а?!
Сказали некоторые ученые, что праздничная молитва (‘Ид) заменяет пятничную молитву (джум'а), и нет на мусульманах в этот день (обязательных) намазов вплоть до намаза 'асра. И это мазхаб 'Умара, 'Усмана, 'Али, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра, и не известно, что кто-нибудь из сподвижников им противоречил (да будет доволен ими всеми Аллах). Поэтому это - мазхаб сподвижников, и это мнение 'Ата, Са’ида, аш-Ша'би, ан-Наха'и, ал-Ауза'и и многих ученых-фукаха. Их доводом является хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллах (ﷺ), сказал: «Объединились в эти ваши дни два ‘Ида, поэтому кто хочет ограничиться этим ‘Идом, не совершая джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а», - после чего совершил джум'а (ﷺ). Пророк (ﷺ) позволил тем, кто присутствовал на молитве ‘Ид, не совершать намаз джум'а, а тому, кто хочет совершить его, дозволил совершить его. Хадис является достоверным. Этот хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджах.
Другие же ученые сказали, что эта дозволенность только для тех мусульман, которые живут за пределами города и которые приезжают в город для совершения ‘Ид и джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, а также мнение аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муатта», что 'Усман (да будет доволен им Аллах), делая проповедь в день ‘Ид и джум'а, сказал: «Кто из простолюдинов, живущих далеко от города, желает ждать джум'а, тот пусть ожидает, а тот, кто хочет вернуться, пусть возвращается».
Имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединятся ‘Ийд и джум'а, то для мусульманина, достигшего совершеннолетия, следует совершить обе молитвы, ибо 'Ийд – это сунна, а джум’а – это фард, и не замещает одно другое. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. Однако (такой шариатский контекст) уже подтвердился, и хвала Аллаху, Господу миров!
В мазхабе Имама Ахмада обязанность совершения молитвы джум'а спадает с того, кто совершил молитву ‘Ийд, за исключением имама. Ибн Кудама сказал: «Если ‘Ийд совпадет с днем джум'а, то с того, кто совершал намаз ‘Ийд, спадает (обязательность) присутствия на джум'а, за исключением имама, ибо с него не спадает джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершения пятничной молитвы вместе с ним».
Также говорят, что существуют два мнения относительно обязательности пятничной молитвы для имама. Однако правильным из этих мнений является то, что джум'а спадает с того, кто совершил намаз ‘Ийд в джама’те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали предшественники (саляфы). И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это - дозволенность (рухса) для всех: как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов Посланника (ﷺ) «а мы совершим джум'а», то здесь имеется в виду, что он (ﷺ) сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то, что эта дозволенность (рухса) касается только его и тех, кто совершал вместе с ним джум'а. Ибн Зубейр оставил совершение молитвы джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом Ибн 'Аббасу, он сказал: «Он поступил согласно Сунне».
Абу Дауд передал со своей цепочкой передачи от 'Ата ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Ибн Зубейр совершил с нами молитву ‘Ийд в день джум'а в начале дня, затем мы отправились к месту совершения джум'а, но Ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр по одиночке, так как молитва джум’а будет правильной только при наличии джама'та. В то время Ибн ‘Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и он является достоверным.
Поэтому на том, кто хочет взять эту дозволенность (рухса) и ограничиться только намазом ‘Ид, нет ничего предосудительного. А для того, кто желает совершить джум'а, в Посланнике Аллаха (ﷺ) будет пример, в его (ﷺ) словах: «..... а мы совершим джум'а».
Также передали Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хузейма от Илийаса ибн Абу Ромлята Шамий, который рассказывал: «Присутствовал я при Му'ауийе ибн Абу Суфйане, который спросил Зейда ибн Аркама: «Был ли ты с Пророком (ﷺ), когда объединились два ‘Ида в один день?» На что он ответил: «Да». После чего он спросил: «И как он поступил?». Он сказал: «Совершил намаз ‘Ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит»». Хадис достоверный.
А также передал Абу Дауд от 'Ата, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день ‘Ийд фитр во время Ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два ‘Ийда в один день». После чего он объединил их оба, совершив два раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'аср». Хадис является достоверным.
Передал Абу Дауд и Ибн Маджах от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) который рассказывал, что Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Объединились в эти ваши дни два ‘Ийда, поэтому кто хочет ограничиться этим, не совершая джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а».
Мазхаб сподвижников, как вы видите, в том, что обязанность совершения джум'а спадает, и его совершение становится (действием) по желанию, как сказал Пророк (ﷺ): «... поэтому кто хочет ограничиться этим не совершая джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». И мы, если пожелает Аллах, совершим сегодня джум'а. И отсюда не понимается, что сподвижники оставили Пророка (ﷺ), совершавшим пятничную молитву, одним, наоборот, они совершили джум'а вместе с ним (ﷺ). Однако, мы упоминаем об этом для того, чтобы (люди) знали положение этого вопроса, потому что это - религия Аллаха, Господа миров».
Конец слов шейха.

Шейху Альбани, да смилуется над ним Аллах, был задан вопрос: «Если пятничный намаз (джум'а) пришелся на праздничный день (‘Ид), снимается ли со всех обязанность его совершения? То есть дозволено ли мусульманину не совершать молитву джум'а?».
Шейх ответил: «Да».
Спрашивающий: «И не совершает никаких молитв вместо нее, то есть, зухр, например»
Шейх: «Нет, не совершает, кроме имама, поистине, ему необходимо совершить джум'а, а что касается тех, которые совершили намаз ‘Ийд, то это уже на их выбор. Тот, кто хочет оставить намаз, оставляет, а тот, кто хочет совершить его, совершает».
Спрашивающий: «А лежит ли на человеке обязанность совершения зухра, если он не совершил джум'а?»
Шейх: «Нет, так как если отпала (обязанность совершения молитвы) джум'а, то, следовательно, и отпадает (обязанность совершения молитвы) зухр».
Спрашивающий: «ДжазакумуЛлаху хайран».
Шейх: «Уа ийак» (См «Силсилятуль-Худа уан-Нур» кассета: 29, от минуты: 00:45:13).

Зейд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк (ﷺ) совершил намаз ‘Ийд, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит» (Абу Дауд 1070. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахихе сунан Абу Дауд»).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал: «Некоторые ученые приводят в качестве довода этот хадис на то, что молитва зухр отпадает, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит». То есть, тот, кто не желает его совершать, пусть не совершает. Однако пришли хадисы, которые указывают на то, что обязанность совершения намаза зухр не отпадет. Это потому, что время намаза зухр является обязательным временем, и его заменяет пятничный намаз в случае, когда собираются (люди) для него. Если обязанность совершения намаза джум’а снимается с человека, то что в таком случае является обязательным для него? Намаз зухр, как (например) больному, если с него по уважительной причине снимается обязанность совершения пятничного намаза, то для него является обязательным совершить намаз зухр, и он не оставляет его. И это мнение является серединным мнением между этими тремя мнениями:
Первое мнение: обязанность совершения намаза джум’а не снимается, и для того, кто совершил намаз ‘Ийд, является обязательным совершить также и намаз джум’а. И они посчитали этот хадис слабым и сказали: «Поистине, основа – сохранность обязанности. И намаз джум’а остается на том, на чем был, и по причине совершения намаза ‘Ийд намаз джум’а не снимается, поскольку намаз джум’а не совершается в то время, в котором совершается намаз ‘Ийд». И на этом мнении основываются те, кто считает, что время намаза джум’а не наступает, кроме как после того, когда солнце пройдет свою верхнюю точку небосклона (зенит), как это считает большинство ученых.
Второе мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения молитвы джум'а и зухр снимается с тех, кто совершил намаз ‘Ид, поступая таким образом согласно явному смыслу хадиса (т.е. хадиса Зейда ибн Аркама) и тому, что было передано от 'АбдулЛаха ибн Зубейра (да будет доволен ими обоими Аллах) который совершил намаз ‘Ийд, и не совершал после этого намаз вплоть до намаза 'аср.
Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а является обязательным, однако обязанность его совершения снимается с тех, кто совершил намаз ‘Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он должен совершить намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные причины для оставления намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)»
(См.: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх «Булуг аль-марам» 2\ 193).
_______________________
(1) - Прим. переводчика:
Высший Совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Молитвы двух праздников (Разговения и Жертвоприношения) являются коллективной обязанностью (фард кифая). Некоторые ученые сказали, что они являются индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), как пятничный намаз. Поэтому не следует верующему оставлять их. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 8\284).
(2) - Прим. переводчика: Высший Совет ученых Саудовской Аравии на вопрос «Является ли молитва ‘Ид обязательной для женщины? Если является обязательной, то совершает ли она ее дома или же в месте для совершения намаза ‘Ид?» ответил: «(Праздничная молитва) не является обязательной для женщины, но является сунной в отношении нее. Она совершает намаз ‘Ид в месте для совершения этой молитвы вместе со всеми мусульманами, поскольку Пророк (ﷺ) повелел им это. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 8\284).
(3) - Прим. переводчика: Махрам – это мужчина, с которым женщине навсегда запрещено вступать в брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.

Из Книги «О ПОСТЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН» подготовленной Абу Сумаей Казахстани

Муслим
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Совершается ли праздничная молитва дома?

Сообщение Муслим »

Совершается ли праздничная молитва дома?


Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Человек совершает праздничную молитву, если не исполнил ее с имамом. Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Раздел о том, что если человек пропускает праздничную молитву (‘Ид), то совершает два рак’ата намаза, а также женщины и те, кто находится в домах и поселках. Так как Пророк ﷺ сказал: «Это наш праздник (‘Ид), о мусульмане!».
Анас ибн Малик приказал вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утбе подготовить место для молитвы в «аз-Зауийа». Это место находится в двух милях от Басры. В этой местности у Анаса был дом и земля. Он часто жил там. Однажды Анас ибн Малик велел вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утбе подготовить место для молитвы. Затем он собрал свою семью и совершил праздничную молитву, как это делают жители города, и произносил столько же такбиров, сколько они делали.
‘Икрима сказал: «Жители Савада собираются на праздничную молитву». Жители Савада - это те, кто живет в деревнях вокруг городов. …
‘Икрима сказал: «Жители Савада собираются на праздничную молитву и совершают два рак’ата намаза, как это делает имам».
‘Ато сказал: «Если человек пропускает праздничную молитву, то совершает два рак’ата намаза» Это предание привел имам аль-Бухари.
Аль-Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом разделе два постановления: (Первое постановление) - узаконено возмещать праздничную молитву, если она не была исполнена с джама’атом (коллективно), независимо от того, была ли она по необходимости или по выбору. Второе постановление: совершается праздничная молитва в два рак’ата, как в ее основе»».

Это отрывок из урока «Джумля мин ахкам аль-‘идейн» 1 – го числа месяца Шаууаль 1423 года хиджры (11-09-2006 года).


______________________
Примечание переводчика:
Человеку рекомендуется совершить полное омовение для праздничной молитвы, поскольку подобное передается от некоторых предшественников.
Время праздничной молитвы начинается с момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, то есть примерно через двадцать минут после восхода солнца, и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита. То есть длится до времени полуденной молитвы (намаза Зухра).
Желательно оттянуть праздничную молитву Разговения (‘Идуль- фитр), а с праздничной молитвой Жертвоприношения (`Идуль-адха) желательно поторопиться.
Ни азан, ни икома, ни какой-либо призыв не произносятся на праздничной молитве. Как некоторые невежественно призывают к этой молитве, говоря: «Коллективная молитва»
Тот, кто совершает праздничную молитву дома, не произносит проповедь (хутбу) после молитвы.
Шейх Мукбиль, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Праздничный намаз состоит из двух рака’атов, в первом рака’ате перед чтением суры делают семь такбиров (т.е. произносят слово «Аллаху Акбар»), а во втором – пять. После прочтения суры «аль-Фатиха» узаконено читать в первом рака’ате суру «аль-А’ля», а во втором суру «аль-Гашийа». Но если молящиеся позади имама смогут вытерпеть длинное чтение сур имамом, то имам в первом рака’ате может прочитать суру «Каф», а во втором суру «аль-Камар», это если молящиеся смогут проявить терпение на длинное чтение сур имамом. Но если имам опасается того, что кто-нибудь из молящихся не способен простоять длинное чтение, то имам должен по возможности читать короткие суры.
Следует отметить, что между такбирами не произносят мольбы (ду’а), поскольку ничего подобного не передается (от Пророка ﷺ)»
(Асиля ахль аль-‘акик).

Подготовил Абу Сумая Казахстани.

Ответить

Вернуться в «МОЛИТВА - НАМАЗ (АС-САЛЯТ)»